Анжелика Хьюстон. Комедия положений

«Она – самая породистая и мощная актриса в мире, способная играть и спящей, и пьяной…» Так заявил Вуди Ален после того, как Анжелика Хьюстон снялась в его фильме  «Преступления и проступки». Убедился ли режиссер воочию или же это красивые слова, не более, нам неведомо, но то, что Хьюстон – актриса действительно мощная – факт.

Шестьдесят лет – для любой женщины возраст более чем значительный. Отметив в июле эту сложную дату, Анжелика Хьюстон не спешит оглядываться назад. Снимаясь в четырех – пяти фильмах в год, она вовсе не тоскует, что далеко не все они находят своего зрителя. Настоящему творчеству не нужны придирчивые критики, уверена актриса.

Кстати, с профессией она определилась рано. «В  Америке многие матери заводят для своих детей специальные альбомы, - вспоминала Хьюстон. - В своем я еще в шесть лет написала, что хочу стать актрисой.» Никто в окружении малышки такому желанию не удивился: ее дедом был легенда  Голливуда, актер Уолтер Хьюстон, который, по словам Хьюстон, «оставил ей потрясающее наследство, и с незаурядной личностью деда я знакомилась через его фильмы…» Звездная слава пришла и к ее отцу – не менее легендарному режиссеру Джону Хьюстону. Девочка, пусть даже видевшая в детстве  из фильмов исключительно  работы своего отца  («Африканскую королеву» я смотрела на домашнем проекторе не менее ста пятидесяти раз!»)  просто обязана была пойти проторенной кинодорогой. Она и пошла.  

Был, правда, момент, когда Анжелика всерьез задумывалась о том, чтобы связать свою жизнь с балетным станком и, подражая своей матери, приме-балерине, встать на пуанты, но  вовремя одумалась. Кино влекло, манило, соблазняло. Обещало – многое… Однако прежде чем мечта воплотилась в реальность, прошло немало времени…

Высокая, худощавая, интересная, из известной семьи – разумеется, ее заметили и пригласили сниматься для модных журналов. И раскрепостили настолько, что Анжелика… перестала прятаться: «Благодаря фотографиям я увидела себя в новом свете, словно со стороны, и приняла эту картинку.»  Тем не менее, привычка смотреться в зеркало только во время работы – по-прежнему ее «пунктик». Актриса утверждает, что ее утомляет собственный внешний вид, когда она видит его слишком часто!

Ее дебют в кино состоялся в 1969-ом году в эпизоде фильма «Грешный Дэви», где, кстати, фамилии Хьюстон даже нет в титрах.  Зато в этом же году отец взял ее на главную роль в своем фильме «Прогулка с любовью и смертью». Съемки «семейного» кино оказались полной катастрофой – как для маститого режиссера, так и для начинающей актрисы, которая после завершения работы над фильмом несколько лет отказывалась в принципе сниматься в кино. Однако, как известно, капля камень точит, Голливуд не мог отпустить представительницу третьего поколения семьи Хьюстон. И он ее не отпустил.

Однако популярность («Что такое популярность, я не знаю. Меня всегда кто-нибудь осуждает, а я бы хотела, чтобы в принципе никто не оценивал!») пришла к ней не скоро – пожалуй,  только после фильма   «Честь семьи Прицци», снятого, опять же, ее отцом. За сыгранную роль второго плана Анжелика получила своего первого «Оскара, став в семейной династии третьей обладательницей почетного приза.

Также среди известных ее фильмов – «Почтальон всегда звонит дважды»,  «Мертвые» (за эту роль она получила награду «Независимый дух»), «Враги. История любви» и «Кидалы» (с этими фильмами она вновь номинировалась на «Оскар», но безрезультатно). «Самое лучшее в кинематографе - то, что он уносит вас от реальности в свой особенный мир, - считает Анжелика Хьюстон. - Особенно это здорово для людей, которые не знают, что делать со своим собственным миром. Вы отправляетесь в путешествия, смотрите на переживания и радости других людей, можете увидеть множество новых лиц, следите за сюжетом и на время как бы отключаетесь, забывая свою личную жизнь...»

Случился в судьбе Хьюстон и фильм-феерия, принесший ей самую что ни на есть настоящую – всемирную! – известность. Невероятная, чрезвычайно странная и удивительно притягательная в этой своей странности Мортиша Адамс из черной комедии  «Семейка      Адамс»  позволила ей навсегда «застолбить место» как на звездном небосклоне Голливудского кинематографа, так и в горячих сердцах поклонников. Случилось это в 1991-ом году. После этого уже не надо было никому ничего доказывать: шедевральная актриса состоялась. Но обладательница «Оскара», «Золотого глобуса» и «Эмми» решила не останавливаться на достигнутом и попробовать себя в режиссуре.

Может быть, тому поспособствовал разрыв отношений с Джеком Николсоном (в гражданском браке они прожили почти восемнадцать лет  -  до тех самых пор, пока юная модель не родила ему ребенка)? Или желание доказать – самой себе, в первую очередь, что она – женщина, сильная не только в кадре, но и жизни?  Или постоянное стремление к саморазвитию, самосовершенствованию? А, может, просто… было что сказать, но никто не хотел предоставлять ей слово, и Анжелика взяла, что называется, «микрофон в свои руки»? Как бы там ни было, она  оказалась очень интересным режиссером: «Незаконнорожденный из Каролины»,  «Агнес Браун» и «Поездки с сестричкой» - три этих фильма на сегодняшний день являются детищами Хьюстон – им отдано несколько лет бессонных ночей, суматошных дней, поисков, исканий, страданий и любви...

А вот настоящих детей, родных  кровиночек,  актриса и ее муж, всемирно известный скульптор Роберт Грэхем, так  не завели.  Но, впрочем, она никогда не выказывала ни малейшего сожаления  по этому поводу…

Жизнь-то продолжается. График Анжелики Хьюстон плотно расписан на несколько лет вперед. А если она устает… просто идет спать. Или плачет. Хьюстон  уверена: «Сон – лучшее лекарство от всевозможных невзгод. А что касается слез… Слезы могут быть не только грустными, но и счастливыми.»