Ужасы в моде: страшно красивые

Традиция переодеваний в ужасающих персонажей в ночь на Хеллоуин пока не так сильна в России. И это достаточно грустно, потому что вариантов перевоплощений существует великое множество. Даже вампиры могут быть разными: элегантные и обворожительные, как классический граф Дракула, или странноватые и стильные, как главный герой фильма «Мрачные тени» Барнабас Коллинс. И даже ужасающе кровожадный Суини Тодд по-своему красив и стилен, ведь его же играет Джонни Депп!

Кровопиец с белой бабочкой

Пожалуй, один из самых популярных персонажей фильмов ужасов — граф Дракула, главный герой одноименного романа Брэма Стокера. Роман был написан в 1987-ом году, следовательно, самый известный вампир существует уже больше двухсот лет! На киноэкранах первая вразумительная постановка истории Дракулы появилась в 1931-ом году в Америке. После Великой Депрессии 1929-го года киностудия Universal Pictures находилась на грани банкротства. Практически на последние деньги режиссеры Тод Броунинг и Карл Фройнд сняли фильм «Дракула» о кровожадном трансильванском вампире. Невероятный успех картины спас компанию от разорения, а исполнитель главной роли актер Бела Лугоши стал лицом киностудии. Именно в этом фильме появился классический образ графа Дракулы: неотразимый бледнокожий брюнет с зачесанными назад волосами, в черном фрачном костюме с белой рубашкой и жилетом, на шее — черный платок или белая бабочка. И, конечно же, черный блестящий плащ, дань животному альтер-эго графа — летучей мыши. Примечательно, что красная подкладка плаща появилась гораздо позже, в фильме 1958-го года, поставленном английской киностудией Hammer.

Чудовище и... чудовище

Успех «Дракулы» воодушевил продюсеров Universal Pictures, и они решили продолжить тему монстров, сняв в 1931-ом году фильм «Франкенштейн» по роману Мэри Шелли. Собранное из кусочков человеческих тел, чудище Франкенштейна имело вид устрашающий: бледная кожа, косые глаза, торчащие из шеи трубки. Этот образ монстра практически не претерпел изменений в последующих фильмах. В 1935-ом году было решено подарить чудовищу подружку, и на экраны вышел фильм «Невеста Франкенштейна» с Эльзой Ланчестер в главной роли. Картина имела рекордный для своего времени бюджет в $ 400 000. Выглядела невеста куда приятнее жениха. В ее образе были перемешаны элементы 1920-х годов и того, что впоследствии стало знаковым для 80-х. Темные кудрявые волосы были начесаны вверх, а две височные пряди по бокам имели химический белый цвет. Одета она была в белое платье свободного силуэта с широкой линией плеч, очень сильно напоминавшее о Золотом веке Голливуда. Дополняли образ четко прорисованные брови вразлет и губы бантиком (как у набирающей популярность современной модели Линдси Виксон), накрашенные темной матовой помадой. Неудивительно, что героиня Ланчестер отвергла чудовище со швами на лбу и сбежала.

Изгнатель живого и повелительница тьмы

В 1988-ом году на мировые экраны вышло сразу два фильма, персонажи которых стали лидерами среди тех, в кого наряжаются на Хеллоуин. Первый — дебютный полнометражный фильм Тима Бертона «Битлджус» о «специалисте по экзорцизму живого» Битлджусе, вызванном семейной парой Мейтлендов (в исполнении Алека Болдуина и Джины Девис) для борьбы с семейством Баттерфилдов. Фильм получил отрицательные отзывы критиков и Оскар за лучший грим (Битлджуса, конечно же). Торчащие, как после удара электричеством, белые волосы, впалые глаза с огромными черными синяками, безумная ухмылка и костюм в черно-белую полоску, как пижама заключенных психиатрических лечебниц и тюрем, — так выглядел изгнатель людей.

Второй фильм — любимая мужской половиной зрителей картина «Эльвира: повелительница тьмы» о сексапильной звезде Лас-Вегаса Эльвире, любящей тьму, черную кожу, фильм «Выйти замуж за сатану» и парфюм «А95 — рядом не кури!» Из одежды Эльвира предпочитала боди с высоко вынутыми боками или платье с разрезом до талии (все черное и с огромным декольте!), дополняя образ черным колготками, красной губной помадой и начесанным коконом черных волос на голове. Образ Эльвиры — квинтэссенция того, за что боролись женщины 80-х: независимость, самодостаточность, стремление к славе и гиперсексуальность. Интересно, что впоследствии многие отмечали схожесть с Эльвирой соул-певицы Эми Уайнхаус.

У них это семейное

Следующим знаковым фильмом в череде ужасов и кошмаров мирового кинематографа была «Семейка Аддамс» (1991-й год). Каждый член этого любящего смерть и друг друга семейства достоин отдельного рассказа. Но, пожалуй, стоит остановиться на двух женских образах: Мортише и Уэнздей Аддамс, матери и дочери. По сравнению с вышеописанной Эльвирой, Мортиша — женщина утонченная, тонкая и ранимая. Она происходит из рода салемских ведьм, носит готичные черные платья в пол с юбкой-годе, у нее бледная кожа (присыпает лицо мукой) и длинные прямые черные волосы. Уэнздей, дочь Мортиши и обворожительного красавца-латиноса Гомеза, куда более решительна и прямолинейна, чем ее мать. Уэнздей ходит в черном платье школьницы (хотя школу ненавидит) с белым воротничком и пуговицами, у нее длинные черные косы и безголовая кукла Мария-Антуанетта. Она чем-то напоминает Белоснежку, только любит не отравленные яблоки и прекрасного принца, а своего домашнего паука Гомера, дзюдо и балет. Эти образы так важны для мировой моды, как и образ графа Дракулы: они создали классику своего жанра, задали каноны готических персонажей, которым, помимо приверженцев готической субкультуры, следуют и дизайнеры всего мира.

Колин Руки-ножницы

В начале 90-х развлекательно-ужасательный жанр в кинематографе практически полностью перешел в руки режиссера Тима Бертона. «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-Стрит», «Мрачные тени».. Пожалуй, одни из самых ярких киноперсонажей последнего двадцатилетия появились на свет именно благодаря Бертону. В создании образов ему бессменно помогает оскароносный художник по костюмам Колин Этвуд.

Большое внимание при создании костюмов Этвуд и Бертон уделяют психологии героя. Кожаный костюм Эдварда Руки-ножницы подчеркивает его зажатость и неуклюжесть: несколько поясов, металлические детали. Необычные очки констебля Икабода Крейна из «Сонной лощины» являются материальным продолжением его натуралистической жизненной философии, любопытства и оригинальности. Кровожадный брадобрей Суини Тодд носит прическу, напоминающую одновременно прическу Людвига Ван Бетховена и невесты Франкенштейна в исполнении Эльзы Ланчестер. Когда Суини Тодд и миссис Ловетт (в исполнении Хелены Бонэм Картер, конечно же) отдыхают на пляже, они одеты в наряды с черными и белыми полосами, отсылающими как к Битлджусу, так и к тюремным пижамам. Не столь страшный, но от этого не менее интересный в плане костюмов фильм «Алиса в стране чудес» также пестрит яркими образами. Безумный Шляпник всегда носит с собой свои рабочие инструменты, потому что они — часть его костюма. Манеры Красной Королевы оставляют желать лучшего, поэтому и одета она весьма безвкусно: платье из дешевого блестящего шелка, позолоченные туфли со шнуровкой и везде — золотые сердечки, даже на подошве ее туфель. «Этакий Louboutin для бедных», — заметила сама Колин Этвуд.

Кем стать в ночь Хеллоуина: утонченной Мортишей или сексапильной Эльвирой? Можно сделать костюм своими руками, а можно приобрести у известного дизайнера. Например, в осенне-зимней коллекции Gareth Puigh достаточно платьев в пол темных цветов. Коллекции Alexander McQueen вообще можно целиком разбирать на костюмы для Дня Всех Святых: тут и Черный лебедь, и Красная и Белая Королевы, и даже инопланетные завоевательницы Земли из фантастических фильмов конца 90-х. Шляпы с перьями из коллекции fall-winter 2012 от John Galliano помогут перевоплотиться в модниц времен «Сонной лощины», а развевающиеся платья — в современную Медузу Горгону. Главное — не перейти границу между выдумкой и явью.

Текст: Анастасия Пенязь