Александр Варлаков. Вне модных тенденций

…Он хотел, чтобы ведущий объявил название его коллекции почти шепотом. Так и получилось: «Мои ночи прекраснее ваших дней» – это прошелестело… легко, на выдохе. И тем громче после показа зазвучали аплодисменты в честь Александра Варлакова, студента-первокурсника, создателя удивительной по своей красоте коллекции одежды, победителя ХХI Международного конкурса молодых дизайнеров «Пигмалион» в номинации «Прет-а-порте».

Александр… Вам говорили, что внешне вы очень похожи на молодого Ива Сен Лорана?

Да! (смеется) Поверьте, это случайное сходство!

В жизни, как известно, ничего случайного не бывает… И если первый успех к легендарному мэтру моды пришел в семнадцать, то к вам – на два года раньше. (Еще в девятом классе Александр Варлаков создал коллекцию, которая вошла в десятку лучших на Международном конкурсе «Пигмалион». прим. авт.). Как решились попробовать свои силы в дизайне одежды?

За год до этого события я захотел сшить корсет для сестры. Это очень трудная в исполнении вещь, но меня всегда привлекали сложности: если уж что-то делать, то не идти от простого к сложному, а начинать сразу с грандиозного! Сейчас, рассматривая тот корсет, вижу много недостатков, но тогда был очень горд собой – захотел, придумал и сделал! У сестры был шок! Она ждала какую-нибудь финтифлюшку из простынки, а получила роскошную вещь! И вот после этой первой победы – над самим собой! – я решил сшить коллекцию для конкурса «Пигмалион». Нарисовал эскизы, пришел с ними на кафедру дизайна ВГУЭС. Там посмотрели: «У тебя столько идей, и ты их все хочешь воплотить – зачем? Возьми какую-нибудь одну – и проведи ее через всю коллекцию…» Я так и сделал. Потом мне говорили, что такого никогда еще не было: самый молодой участник конкурса, школьник, впервые что-то сделал и сразу же прошел в финал… Меня это вдохновило!

Как вы вообще иголку с ниткой в руки взяли? Кто дал?!

Бабушка… Мне в детстве всегда нравилось лоскутики перебирать, я «обшивал» кукол… Также учился вязать…

Вы еще и вязать умеете?

Да!..

То есть с выбором будущей профессии сложностей не возникло?
Почему же, был период, когда я совсем забросил шитье. Мечтал стать энергетиком, физиком-ядерщиком или журналистом. Слава богу, пришло понимание, что все это – не мое, что я хочу творить моду. Преображать женщину. Украшать ее. Воспевать леди.

Глядя на последнюю, победную коллекцию «Мои ночи прекраснее ваших дней», невозможно представить, что дизайнер когда-то увлекался физикой! Что вас вдохновило на ее создание?

Я подробно изучал и анализировал творчество Альбера Эльзаса (Lanvan), Фриды Джаннини (Gucci), Оливье Тискенса. Но настоящее вдохновение снизошло, когда увидел творения Кристиана Диора: силуэт нью лук, барный жакет, корсетные изделия – и ранние работы Кристобаля Баленсиаги, особенно его знаменитое разно-объемное пальто, силуэт которого прилегает впереди и словно летит сзади…

Правы, выходит, те, кто утверждает, что все модное новое – это хорошо забытое старое?

Да. Член жюри Майя Кузнецова сказала, что моя коллекция ей очень понравилась, но ничего нового она не увидела…

Эти слова зацепили?

Заставили задуматься. Мне кажется, это справедливо замечено. Но сейчас время такое. Двадцатый век был калейдоскопом моды, одна оригинальная идея сменяла другую, каждое десятилетие привносило в модный мир что-то новое, особенное, узнаваемое. Сейчас мы возвращаемся к ярким моментам прошлого, переосмысливаем их, пропускаем через себя, добавляем что-то личное. Конечно, еще будут события, которые изменят моду, но… видимо, позже. Мода не конкретна. Для меня она сродни течению. И дизайнер в этом течении подобен маленькой лодочке…

А творческий человек должен плыть по течению или же против него?

Каждый решает для себя самостоятельно! Кого-то это течение прибивает к берегу, кто-то бесцельно кружится на одном месте, а кто-то приплывает – туда, куда хотел и стремился…

Сейчас вы знаете, что вам нужно, чтобы стать профессионалом в мире моды? 

Раньше я был уверен: чтобы стать хорошим специалистом, надо следить за модными веяниями, разбираться в тенденциях, быть в курсе всего происходящего в модном мире, анализировать, делать выводы и на основе своих прогнозов создавать то, что будет актуально. Но сейчас я пришел к тому, что тенденции – для потребителей, а не для дизайнеров. Дизайнер никому ничего не должен. Нужно делать то, что тебе хочется, что ты чувствуешь. Конечно, я продолжаю следить за тенденциями и трендами, смотрю работы других дизайнеров – встречаются очень интересные конструктивные и декоративные решения. Образ моей героини – очень женственный, нежный, изысканный, роскошный и прекрасный, мне нравится с ним работать. Конечно, в будущем буду меняться, пробовать себя в других направлениях, но уверен: моя эстетика, стилистка и желание воспевать женщину останутся прежними.

Первое место в номинации «Прет-а-порте» на Международном конкурсе дизайнеров «Пигмалион» и победа на Международном конкурсе дизайнеров одежды «Губернский стиль» в Воронеже – для студента-первокурсника это круто?

Круто! А для меня это было еще и неожиданно! Я вовсе не стремился победить…

А к чему стремились?

Создать хорошую коллекцию – и ничего более! Но когда прозвучало имя победителя – мое имя… Я не понимал, что вообще происходит!

Кто такое божественное название для коллекции придумал?

Я… Возникло случайно, само собой… Мне очень нравятся длинные названия, в которых есть скрытый смысл… «Мои ночи прекраснее ваших дней» – название коллекции полностью отражает ее концепцию: женственно, откровенно и немного драматично…

А вы работы конкурентов смотрели?

Мне кажется, среди дизайнеров не существует конкуренции, потому что у каждого автора – своя эстетика, свой потенциал и свой потенциальный покупатель – человек, которому понравится именно эта дизайнерская работа. Я на конкурсе не увидел ни одного дизайнера, близкого мне по эстетике, но это нормально – все люди разные, и мироощущение одного радикально отличается от мироощущения другого! Очень понравилась коллекция из Омска – сильная и качественно сделана.

Сильная – что вы вкладываете в это слово?

Оригинальные конструктивные решения, необычные дизайнерские находки, подача образа и его прочтение – все в целом.

На создание коллекции нужно длительное время? Или вдохновение внезапно приходит?

По-разному. О создании последней коллекции я стал думать в сентябре, хотя конкурс ожидался в конце апреля… Мучился. Метался. Понадобилось полтора месяца, чтобы определиться: хочу смешать фактуры, поиграть с формами, но не с цветом... Нарисовал эскиз коллекции. Потом решил сделать ее макет – из похожих по форме тканей, но в бюджетном варианте. Мне хватило десяти дней: новогодние каникулы для творчества подошли идеально!

Днем и ночью работали?

Нет! Успел и отдохнуть, и с друзьями погулять, и отшить коллекцию – в итоге получилось не семь, как первоначально задумывал, а десять платьев – по ходу дела возникали новые идеи, и хотелось все воплотить в жизнь… Мог бы сшить и быстрее, но «забуксовал» на жакете с баской – в него оказалось очень сложно втачивать подклад, два раза перепарывал, хорошо получилось только на третий…

Вы перфекционист?

Да. Качество в работе для меня превыше всего. Если знаю, что могу лучше, то обязательно переделаю, чтобы действительно стало лучше.

Шляпы для этой коллекции тоже сами сделали?

Да, купил ватман и сидел – рисовал, вырезал, клеил, из баллончика красил… Все десять шляп сделал за одну ночь!

А аксессуары не пробовали создавать?

Пробовал. Серьги, шляпы и маленькие сумочки. Понравилось, думаю еще поработать с этим. Мне, если честно, интересно все, что можно создать своими руками. Хочу, например, научиться обувь делать…

Уже больше года вы стажируетесь в дизайн-мастерской «Чердак Forever»…

Да, и благодарен судьбе за эту возможность! Получаю здесь огромный и бесценный профессиональный опыт! Творческая атмосфера этого волшебного места помогает расти, развиваться, учиться…

Вам сразу стали доверять работать?

Первое задание, знаете, какое было? «Там в углу коробки с обрезками тканей – посмотри, пощупай, убери. Будут вопросы – спрашивай!»

Думаю, это была проверка на тактильные ощущения - с чем вам больше понравится работать!

Да! Там было много интересных тканей необычных фактур, с узорами, принтами, жаккардовыми переплетениями, оригинальные интерпретации трикотажа… Я запал на кусочек толстого серого коротковорсного меха, словно «зализанного» и слегка припорошенного блеском… Оказалось, у Зои Липатниковой, директора творческого объединения молодых дизайнеров «Чердак forever», есть большой кусок этого материала, и она дала мне первое задание – сшить из него что-нибудь, что можно было бы носить каждый день. Я придумал свитшот на кнопках со спущенным плечевым швом. После того, как мою идею одобрили, принялся за работу. Также Зоя попросила придумать и сшить к нему юбку и дала мне серый джерси разных оттенков. Я нарисовал достаточное количество вариантов, и мы выбрали и них наиболее подходящий. В результате получился хороший комплект вещей, которые дополняют друг друга…

Вы своим учителям безоговорочно верите? Или все-таки ученик должен – иногда! - настаивать на своем?

Всегда нужно слушать себя, делать то, что чувствуешь. Мне повезло: рядом есть наставники, которые помогают во всем.

Что самое главное в создании наряда для конкретной клиентки? 

Главная задача в работе с заказчиком заключается не только в правильном подборе фасона изделия, материала, цветовой гаммы, но и в том, чтобы человек, каждый раз надевая вещь, чувствовал себя в ней уверенно.

А за кем остается последнее слово, если клиентка, к примеру, хочет одно, а вы видите ее совсем по-другому?

Стараюсь идти на компромисс, чтобы и мечта женщина исполнилась, и моя идея была выражена.

Как думаете, все идеи рождаются в голове, или где-то в мире есть их сосредоточение?

Мне нравится мой город, здесь легко. Я не строю планы по завоеванию мира, но, не исключаю, что когда-нибудь во Владивостоке станет тесно, и захочется чего-то большего. Тогда и буду думать, куда податься. Мечтаю увидеть, в какой атмосфере работает американский дизайнер Зак Позен – мне очень близка его эстетика. Мечтаю пройти стажировку в модном доме Dior – наверняка это очень интересно…

А модная стажировка в Японии понравилась?

Да! Мне все очень понравилось. Нас сильно не загружали. Благодаря этому у меня была возможность увидеть Японию, побывать в разных местах, получить много новых впечатлений.

Александр, вы часто вдохновляетесь интересно одетыми людьми?

Часто! Обожаю изысканность, утонченность, элегантность, аристократизм, женственность… Некоторые случайно увиденные на улицах Владивостока образы долго стоят перед глазами, словно провоцируя на модные свершения….

А бывает, что кого-то просто переодеть хочется?

Бывает. Одежда – это язык нашего самовыражения, того, как мы себя преподносим обществу, от которого зависим. Думаю, некоторым людям было бы гораздо легче и интереснее жить, если бы они одевались, прислушиваясь к себе…  

Текст: Юлия Удовенко
Август, 2014