Артем Кривда. В школе моды нет каникул!

Выделяйтесь, господа! Доставайте с пыльных антресолей красные пиджаки и золотые цепи – скоро наступит их время! О моде будущего, серьезной аналитике, шансах серой мышки на успех, носках в сандалиях и других непростых истинах журналу «СОБРАНИЕ exclusive» рассказал знаменитый дизайнер, продюсер, режиссер громких модных показов Артем Кривда.

Артем, что такое, на ваш взгляд, дизайн и дизайн одежды в частности?
Безусловно, самовыражение.

То есть, дизайнер воплощает, в первую очередь, желание быть не похожим на других?
Нет! Он воплощает желание делать других людей не похожими на всех остальных!

Какими качествами нужно обладать, чтобы тебя заметили?
Индивидуальностью. Шансы серой мышки, которая боится выделиться из аналогичной серой массы, равны нулю.

А почему, как думаете, многие люди стесняются меняться, открывать себя в новом образе и стремятся выглядеть… стандартно?
Думаю, потому что с детства родители и окружающие вселяют в человека море комплексов. Поверьте, то, что было модно во времена папиной молодости, не может подойти человеку, который живет в пятнадцатом году двадцать первого века! Но ладно бы только это!.. Главный совковый и мещанский пережиток, который нам в наследство достался из прошлого, – что надо быть, как все, и не выделяться из толпы. Но что такое «не выделяться из толпы»? Если все вокруг делают татуировки, то человек тоже срочным образом делает их себе, если все начинают носить кроссовки new balance*, то и он с радостью подхватывает. Быть индивидуальным и идти против течения сложно, но только в этом – залог успеха. Нужно не следовать тенденциям моды, которая только и делает, что водит вас за нос из сезона в сезон, а самому творить моду. Каждое утро!

Можно ли этому научиться?
Да, но знайте – в школе моды нет каникул.

А что такое для вас мода? 
Это работа. Призвание. Моя жизнь…

Скажите, как вы, юрист по образованию, практически без связей, без знакомств, оказались в самой гуще модного мира?
Вода камень точит!

Ваши работы с брендами Louis Vuitton, Lanvin, Chanel, Mark Jacobs, Armani, Versace, Lanvin, Chanel, Valentino и другими неизменно производят фурор. А как вы стали продюсером и режиссером модных показов? 
Все началось десять лет назад на Неделе Моды в Москве – там я сделал дебютный шаг в мир моды. Моим первым заказчиком стал дизайнерский дуэт двух очаровательных девушек Chistova & Endourova. Этот показ прошел «на ура», и я понял, что нашел себя. С тех пор меня уже не остановить! Сейчас я являюсь автором порядка двух тысяч fashion show* – как российских дизайнеров и домов мод, так и зарубежных.

Если бы знали десять лет назад, что все будет так, как есть, вы бы ступили на этот путь?
Да, с радостью.

Какой модный показ был для вас самым значимым – не в карьерном, а в личном плане? 
Это показы Emanuel Ungaro во главе с Франком Букле, Jean-Charles de Castelbajac, RUBAN в Доме Пашкова, Armani, Lanvin c Альбером Эльбозом, благотворительный показ с Наоми Кэмпбелл и первый показ бренда A LA RUSSE Анастасии Романцовой в рамках проекта «Русские Сезоны».

Что послужило толчком для создания коллекции одежды под собственным брендом ARTEM KRIVDA? 
Когда я делал показы, меня часто спрашивали: «Почему вы не скажете миру, во что, по-вашему, должен одеваться современный человек?» Допросились… Я сказал, и, мне кажется, получилось здорово!

Кого вы считаете своим конкурентом?
Время.

Правда ли, что самая лучшая коллекция для дизайнера – та, что еще не придумана?
Думаю, да, потому что мы до последнего не знаем финальный результат - что у нас получится, и как на это отреагируют пресса и покупатели.

В фильмах нередко показывают процесс создания модной коллекции: депрессия, бессонные ночи, миллионы набросков и кусочки изрезанного материала… Как у вас происходит этот процесс?
В моем случае это больше похоже на работу ди-джея или бармена! Я – специалист, который из разных уже существующих трендов, материалов, технологий, фурнитуры и постоянно меняющейся социальной повестки дня создает новый микс или коктейль того, как будут выглядеть мужчина и женщина в новом сезоне.

Создание коллекции – процесс сугубо творческий или все же и рациональный?
Для меня это, в первую очередь, серьезная аналитика.

Что важнее - мечта или стратегия?
Стратегия. Но как на свете без мечты прожить?

Главнее в одежде стиль или комфорт? Или что-то третье?
В начале нулевых годов к нам пришла эра комфорта. Сейчас, спустя пятнадцать лет, возвращается настоящая мода. Мода ради моды! Подумайте только, вещи могут быть совсем не функциональными и вовсе не удобными, но зато чертовки красивыми!


Что вас вдохновляет на творчество? 
Моя семья, путешествия, люди, арт и современные технологии.

Бывают ли у вас творческие спады, когда кажется, что все, чем занимаетесь, не имеет смысла?
Я мужчина и не склонен к перепадам настроения, я иду вперед и четко знаю, что и как хочу.

В моде для вас есть авторитеты?
Да. Гении моды Римской Империи и мастера двадцатого века – все они уже покинули этот мир.

Кому вы безоговорочно верите?
Мой учитель – это жизнь, а вера приходит с опытом, в эту пару и верю.

Правы ли те, кто утверждает, что все новое в моде – хорошо забытое старое?
Да, мода циклична. Сейчас она копирует эпоху 70-х, хотя мы живем в 2015-ом. Скоро ждите красные пиджаки, золотые цепи и челки с начесами! Кстати, сегодня сандалии с носками - неотъемлемый атрибут успешного показа.

Как вы внутренне оцениваете стоимость созданных вами вещей?
Высоко. Каждая новая коллекция – часть меня, и, как выросшего ребенка, его нужно уметь отпускать. А дети стоят за гранью материального мира. Там другие энергии.

Как думаете, где-то в мире есть сосредоточие модных идей, или все они рождаются в голове?
Мода – это комплекс маркетинговых и других высоких технологий, и главные игроки задают тон тому, что будет происходить в нашей индустрии завтра. Есть гении моды – личности, кто из сезона в сезон дает вектор развития не только своей марки, но и трендов во всей мировой индустрии. На роковом опыте Маккуина вы можете увидеть, как гению тяжело соревноваться с бездушной машиной расчетливого маркетинга, когда дизайнер, как белка в колесе, как раб на галерах, сам становится заложником собственного таланта. Весь мир ждет от нас только результат - из сезона в сезон... Сколько еще Авторов люди готовы потерять в этих жерновах, требуя рублем или валютой новую вещь от любимого дизайнера...

Вы, говорят, мечтаете стать министром культуры России. Если мечта сбудется, какие важные действия предпримете на этом посту?
«Пусть цветут сто цветов». Главное – создать благоприятные, качественные условия, среду, где авторы - режиссеры, артисты, художники – смогут показать себя в оффлайн- и онлайн- мире, и все настоящие таланты обязательно проявятся. Надо не влиять и не задавать политический вектор новым умам, и не ломать сознание Светы из Иваново, которая стала «более лучше одеваться», а порадоваться за нее. Надо не переписывать историю, а уважать ее, признать все ошибки прошлого, даже те, которые делали не мы, – нам от этого будет жить и творить легче. Надо не закрывать последний музей ГУЛАГа на постсоветском пространстве, не переименовывать его в музей эффективного менеджмента, как это сейчас делается в Перми, а продолжить реформу в музеях и театрах, работу с фондами, открывать новые площадки и показывать миру все русские сокровища. Надо построить в Москве музей русской литературы, а также музеи, которые будут носить имена наших великих писателей, композиторов, художников… Важно показать все многообразие наших архивов и дать возможность молодым работать, преумножать интеллектуальный и культурный суперматериал, наработанный нашими предшественниками. Надо делать интернациональные фестивали, выставки, так как культура – это понятие, не привязанное к государственным границам, она принадлежит всему миру. И только сохранив корни, уважая историю, мы сможем всем миром двигаться в супербудущее. Да-да, я считаю, что мы уже сейчас живем в будущем – вы видели Apple Watch, Tesla и мою новую летнюю коллекцию «Forever. РАЙ»?!

Вы можете назвать себя перфекционистом?
Да!

 

*нью баланс

**модное шоу

Текст: Юлия Удовенко
Фото: Сергей Щелухин
Стилист: Анна Кобран
Ассистент стилиста: Василий Усанов

Сентябрь, 2015