Karine Plantadit.* Голодные игры танцоров

«Кастинг – это игра, в которой правила устанавливаешь не ты, но тебе решать, бросить все или остаться», – говорил мой учитель танцев. Становясь артистом, человек подписывает приговор на постоянное соревнование – до конца своей карьеры. Несведущему начинающему танцору прийти на кастинг – все равно, что незакаленному человеку окунуться в ледяную воду...

Номинантка на премию Tony Карин Плантадит с кастингом на «ты». На своем курсе Audition она учит начинающих артистов и танцоров успешно, уверенно и легко проходить просмотры. Курс родился из ее личного опыта, наработанного за последние двадцать лет карьеры танцовщицы и актрисы. Пройдя через неисчислимое количество кастингов, Карин стала солисткой легендарного американского театра танцев «Элвин Эйли», снялась в оскароносных драмах «Чикаго», «Фрида», «Через вселенную», телесериале «Секс в Большом городе» и продолжает карьеру на Бродвее.

…Кастинг – это момент, когда создается театральная магия. Представьте себе: от сорока до ста талантливых артистов в маленькой комнате соревнуются между собой, за 45 минут выучивая хореографию и создавая мини-шоу. В конечном итоге они и есть создатели того театрального волшебства, за которое мы платим деньги, идя в театр! Кастинг – одна из составляющих магического процесса.

Но кастингу не учат в танцевальных школах, хореографических училищах и университетах. Наверное, подразумевается, что с этими знаниями человек должен родиться. Однако, как известно, с опытом не рождаются – его нарабатывают. Карин, как появилась идея создать свой курс по обучению кастингу?

Я встречаю огромное количество молодых танцоров и актеров, которые прекрасно знают, как работать, но не знают главного – как получить работу. Однажды моя подруга, замечательная танцовщица, позвонила мне и, захлебываясь слезами, рассказала, как она провалила очередной кастинг: в который раз напрочь забыла хореографию, растерялась, разнервничалась и в итоге вылетела с первого тура. Я поняла: ее проблема – в том, что она не знала, как исправить свои недостатки – хроническую забывчивость, волнение и неуверенность в себе. Это меня подтолкнуло на создание курса по обучению и успешному прохождению кастинга.

Каким основным пунктам должен следовать артист, чтобы быть во время просмотра на высоте?

Первое – цель, фундаментальный ключ к успешному прохождению кастинга. Вы должны четко знать, куда и зачем идете. Это придает силу, уверенность и, что очень важно, сосредоточенность. Далее – нужно знать свои сильные стороны. На кастинге необходимо показать все лучшее, что в вас есть. У кого-то обязательно будет хорошая растяжка, высокие прыжки или невероятные пируэты. Но даже не вздумайте смотреть на других. У вас есть что-то, чего нет у них – работайте над этим, развивайте и с гордостью демонстрируйте свои способности. Но будьте готовы к тому, что вас могут не взять. Это не означает рассчитывать на поражение, наоборот, но если все-таки так случится, необходимо принять его как часть пути.

Кстати, я бы не стала называть не пройденный кастинг поражением! Не исключено, что когда-нибудь вам перезвонят и скажут: «Не могли бы вы снова прийти? Мы хотим взглянуть на вас еще раз».

А что, по-вашему, ищут продюсеры?

Каждый человек обладает неким невидимым бриллиантом, который излучает свет. И как бы ни было хорошо смонтировано шоу, какие бы дорогостоящими ни были декорации и световое оснащение, продюсерам нужен бриллиант – живой бриллиант, который будет светиться на сцене. На кастинге пытаются найти артиста с самым ярким свечением. И я себе не перестаю об этом напоминать каждый раз, когда иду на очередной просмотр. Поэтому одно из самых важных правил для меня во время отборочного процесса – светиться так, чтобы ослеплять глаза продюсеров. Свет должен проявляться во всем: походке, чтении сценария, танцевальной вариации...

Хорошо, представим, человек светится ярче калифорнийского солнца. Но внешне не подходит – не тот типаж, например…

Если он действительно светится, как калифорнийское солнце, для него поменяют сценарий, напишут роль! Прекрасный тому пример – моя эпизодическая роль в телесериале «Секс в Большом городе». Я пришла на пробы на маленькую роль библиотекарши, однако, после первого прочтения сценария режиссер попросил меня забыть про текст и начать импровизировать. И тут я разошлась. В итоге не было никакой библиотекарши – для меня написали отдельный эпизод и включили в последнюю серию сериала.

Но если «светиться» на каждом кастинге, то можно и перегореть. Ведь наша энергия не безгранична, а впереди еще десятки, сотни а то и тысячи отборочных туров.

Есть разница между «отдавать свой свет» и «тратить свое топливо». Второе нужно всегда сохранять – это и есть та жизненная энергия, которая поддерживает нас живыми и здоровыми. Грань между ними тонкая, однако, ее нужно найти и лучше никогда не переступать.

Классический бродвейский мюзикл «Кордебалет», рассказывающий обо всех трудностях прохождения кастинга, начинается с песни «Боже, мне нужна эта работа». По идее, в этом вся суть прохождения танцевальных просмотров: каждый хочет получить работу и заработать деньги. Ведь за кастинги, к сожалению, денег не платят, наоборот, в отдельных случаях самому приходится платить.

Давайте расставим точки над i. Профессия танцора – не первая в списке по высоким гонорарам. Это должен понимать каждый, кто решил посвятить свою жизнь искусству. Деньги не могут служить главным мотиватором. «Боже, мне нужна эта работа, потому что я танцор, потому что не могу жить без сцены и зрителя, потому что этим зарабатываю на жизнь» – только в таком порядке слов может звучать эта молитва. Когда каждое утро артист идет в балетный класс и в тысячный раз делает плие, он не о деньгах думает, а о сцене, выступлениях, аплодисментах. Да, я согласна, что это работа, и в конечном итоге она должна быть оплачиваема, но фишка в том, что искусство само по себе изначально построено на любви к творчеству, а не к деньгам.

В артистической среде очень распространено выражение «никогда не знаешь» (англ. you never know). Его используют, подразумевая, что следует пробовать себя во всем, ведь «никогда не знаешь», вдруг тебе повезет. Поэтому стоит ходить абсолютно на все кастинги, даже если не вписываешься в проект или не подходишь по типажу.

Лично я согласна с этой формулировкой, конечно, в пределах разумного. Ходить надо! Может, вам и не дадут ту партию, на которую вы пробуетесь, однако, это еще не значит, что для вас не найдется работы. У меня есть прекрасный тому пример. Когда Твайла Сарп проводила отбор танцоров на свое новое шоу Movi' n out*, она искала балерин, умеющих танцевать на пуантах. Я на пуантах в жизни не стояла, но на кастинг все же пошла. В первом отборочном туре разрешено было танцевать в обычных чешках, я его спокойно прошла. Ко второму туру Твайла попросила всех девушек надеть пуанты. Я поняла, что нужно открыть «страшную тайну» и объяснила, что никогда на пуантах не стояла. Твайла была очень рассержена. Скрежеща зубами, она сказала: «Делай, что можешь». У меня были с собой кроссовки, у которых кончики были настолько твердыми, что на них можно было стоять, как на пуантах – я танцевала все партии в кроссовках. И получила роль в спектакле!

Карин, после долгих наблюдений я пришел к выводу, что артист (танцор) как исполнитель, воспроизводитель чьего-то замысла достаточно зависимая профессия от продюсера, режиссера, хореографа и директора, сам по себе он ничего не решает, за него принимают решения и заставляют их выполнять. То есть, в некотором смысле профессиональный танцор это профессиональный раб. Вы с этим согласны?

Категорически нет. Исполнители и создатели взаимосвязаны, но мы не являемся их рабами. Продюсеры также нуждаются в танцорах, как и танцоры в продюсерах. Да, часто не очень умные руководители ставят себя выше исполнителей, однако они прекрасно понимают, что без нас шоу не состоится. Еще очень важно, как исполнитель себя зарекомендует. Некоторые танцоры сознательно или подсознательно согласны быть ведомыми – готовы терпеть унижения, крики режиссера или продюсера, плохое к себе отношение. Но они сами себя поставили в такую позицию.

Представьте, сейчас у нас кастинг, вы – актриса, я продюсер и говорю: «Спасибо, но вы нам не подходите». Ваша реакция?

(игриво и нагло) «Ты не берешь меня в свое шоу? Ты хорошо подумал? Я советую тебе подумать дважды. У тебя есть мой номер!» Я говорю это и с гордо поднятой головой ухожу! (смеется)

 

Текст: Александр Старостин

Апрель, 2014

* Карин Плантадит