Ким Ки Дук: «Без черного нельзя увидеть белое…»

Культовая фигура мирового кинематографа, знаменитый корейский режиссер, гость XIII международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» Ким Ки Дук рассказал, что такое энергетический круговорот и откуда он черпает идеи фильмов, которые потом собирают главные награды кинофорумов.

Одни называют вас «поэтом насилия» и «певцом жестокости», другие – пацифистом и антиглобалистом. Кто вы на самом деле?
Может быть, благодаря работам в кино я и кажусь каким-то особенным, но на самом деле я самый обычный человек. Просто в своих фильмах пытаюсь отразить проблемы, которые беспокоят и затрагивают современное общество. Жестокость это или пацифизм – пусть каждый решит для себя сам.

Говорят, правду жизни может показать только тот, кто имеет богатый жизненный опыт. Вы доказываете это, как никто другой: у вас за плечами работа в сельском хозяйстве работали, труд на заводе, служба в армии, все прелести и тяготы жизни художника во Франции... Какой опыт для вас оказался самым значимым, ценным, важным - для того, чтобы снимать кино?
Если мы говорим о кино, то бесконечно важен каждый из перечисленных опытов – это закономерные этапы моей жизни, моего становления. Невозможно считать какой-то из них более важным, а какой-то – менее.

Ваш фильм «Весна, лето, осень, зима… И снова весна» очень живописный – сразу чувствуется, что режиссер не понаслышке знаком с изобразительным искусством. Художественный опыт пригодился вам в каких-то других фильмах?
Безусловно, в «Весне…» присутствует мой почерк художника. Но гораздо более важным для этого фильма оказался мой детский опыт: я описываю сезоны года как стадии становления человека. Эта картина трактует отношения внутри общества, показывает жизнь людей. Что же касается других фильмов… Сложно сказать. Когда я рисовал, то мог изобразить лишь какой-то кадр из отдельной истории. Снимая кино, рассказываю о множестве историй, помещенных в одну картину… Я не использую в съемках художественные навыки. Я просто перевоплотился из художника в режиссеры.

После признания на одном из европейских кинофестивалей ваш фильм «Пьета» имел огромный успех в прокате в Корее. Для вас важен успех среди обычных зрителей? На кого вообще рассчитаны ваши фильмы?
Для меня не так уж и важно, какая именно аудитория смотрит мой фильм. Гораздо важнее, что у каждой категории зрителей, будь то профессионалы в области кино или же любители -рядовые зрители, складывается свое мнение о том, что они видят. И моя главная задача – донести конечную идею каждого фильма до тех, и до других.

Многие режиссеры говорят о том, что для них главный жизненный опыт – это опыт общения с людьми. Вы же, сказав, что «человечество вас разочаровало», три года не снимали кино… Как так?
Да, это так. Я действительно разочаровался. Доверие вообще очень хрупкий инструмент… Я взял паузу. Она продлилась три года. Сейчас я трактую тот период как время наполнения меня энергией, которая помогла в будущем снять фильмы «Пьета», «Мебиус», «Один на один» и «Стоп», который я представляю на кинофестивале «Меридианы Тихого».

Для многих, наверное, было удивительно, что человек, который так обнажает пороки общества, может в нем разочароваться…
Но я не случайно сказал, что я – самый обычный человек, такой же, как и все. В своих фильмах я рассказываю, что все люди совершают проступки, испытывают сложности, стрессы. И сам я не стал исключением – у меня возникли такие же проблемы. Главное во всей этой истории то, что я восстановился и продолжил снимать кино.

Ваши фильмы с негодованием встречают феминистки – они обвиняют вас, что в картинах очень много насилия над женщинами. Вас задевает, что они так реагируют на ваше творчество?
Действительно, в моих фильмах есть такие моменты… Но мнение феминисток меня особо не задевает, потому что оно – не единственное. На каждый минус есть свой плюс. Я вовсе не испытываю удовольствия, снимая жестокие сцены, я лишь отражаю реальную картину, которая присутствует в нашем обществе. Женщины действительно подвергаются насилию – не только в Корее, но и по всему земному шару. Зачем я показываю это с экрана? Без черного нельзя увидеть белое.

В России есть поговорка: «Что человека не убивает, то делает его сильнее». Вы согласны с этим?
Да. Жизнь для меня – это некий энергетический круговорот. Люди, которые справляются с трудностями, встречающимися им на пути, действительно становятся сильнее и поднимаются вверх по ступенькам жизни. Мои герои доказывают это!

В российском кинематографе немало говорят о кризисе тем, идей. Судя по вашему творчеству, у вас с этим нет проблем – вы очень плодотворный автор. Как рождаются ваши истории, что является отправной точкой?
Я постоянно нахожусь в социуме, и каждый день наблюдаю различного рода проблемы, с которыми сталкивается каждый человек. Эти проблемы создают в моей голове определенные диалоги. Некоторые из этих диалогов откладываются для моей новой истории. Бывает, какую-то историю я увидел, записал и… оставил. Через какое-то время она вновь меня затронула… Так и появляются мои фильмы. Я сам пишу сценарии для своих картин и сам снимаю их, прислушиваясь к тому, что говорит мне мое сердце. Как бы банально ни звучало, но что я чувствую, что слышу, то и отображаю в фильмах. Самое важное – услышать свой внутренний голос. Услышать сердце.