Оля Зуева. Девушка с русским сердцем и американским взглядом на кино

…Чем больше я путешествую по Америке, тем чаще встречаю своих соотечественников. И практически каждый раз при новом знакомстве убеждаюсь в том, какие интересные и талантливые личности родились и выросли во Владивостоке. Встреча с Олей Зуевой –очередное тому доказательство.

Сначала я увидел ее на экране в фильме Анны Меликян «Такое настроение, адажио Баха и небольшой фрагмент из жизни девушки Лены». Увидел и влюбился. При личной встрече мои чувства подтвердились. И если Меликян назвала Олю Зуеву своей новой звездой, то я ее назову своей Музой. Оля вдохновила меня на написание этого интервью, которое я с гордостью вам представляю.

Оля, как вас лучше представить: актриса, модель, режиссер?..

Фильммейкер. По-русски – кинематографист, однако английское слово фильммейкер постепенно приживается в русском языке. Я стремлюсь к карьере режиссера. Да, я была моделью и до сих пор снимаюсь, но это отходит на второй план. Модельный бизнес – средство зарабатывания денег, другого интереса к нему у меня нет, и продолжение карьеры актрисы и модели – побочный эффект того, чем я занималась раньше и с кем общаюсь сейчас. В последнее время меня приглашают сниматься в разные проекты достаточно часто, но я не являюсь актрисой или моделью, которая в постоянном поиске работы, и чья жизнь проходит от кастинга к кастингу.

Говоря о профессии, я подразумеваю то, чем на сегодняшний день вы зарабатываете себе на жизнь.
Я считаю, что то, чем ты зарабатываешь, еще не означает того, кем ты являешься или кем стремишься быть. Да, я зарабатываю деньги, работая в модельном бизнесе, у меня есть постоянные клиенты, но я делаю эту работу в основном на автомате, она не забирает у меня столько сил и времени, как, например, фильм, над которым я сейчас работаю, или сценарии, которые пишу, или проекты, которые разрабатываю с другими режиссерами. То есть все-таки я – фильммейкер.

Сейчас я работаю над фильмом, сценарий к которому написала сама. Вместе с оператором Федором Лясс («Духless», «Оттепель») мы уже сняли небольшое промовидео, я его монтирую и скоро представлю на суд продюсеров. Если они его согласятся финансировать, то я сниму свой первый полнометражный фильм и сыграю в нем главную роль. Это история о русской девушке, приехавшей в Нью-Йорк для работы моделью. Мне захотелось снять фильм именно о модельном бизнесе, так как большая часть моей сознательной жизни была тесна с ним связана. За годы поездок, съемок, кастингов я узнала этот мир изнутри. И всегда ощущаю некий протест из-за того, что с внешней стороны он воспринимается достаточно негативно. Хочется разрушить стереотипы, вроде «модели – тупые, куклы» и тому подобное, потому что среди моделей очень много умных, глубоких, сильных и очень интересных людей.

Несколько лет назад уже вышел документальный фильм об индустрии высокой моды «Снимите меня. Дневник модели» режиссера Оле Шелла. (Фильм был представлен в конкурсной программе фестиваля «Меридианы Тихого» в 2010 году). Картина получилась достаточно откровенная, она показывает темные стороны модельного бизнеса, рассказывает о жертвах, на которые идут модели ради достижения цели. Разве это не правда?

Правда. Я, как человек, непосредственно принадлежащий к этой индустрии и видящий изнанку, понимаю, что фильм правдивый. В «Снимите меня» нет никакой напыщенности, он не приукрашен. Очевидно, что у режиссера точное понимание предмета, он видит истину - в отличие от некоторых гламурных, которые снимают про поверхность и совсем не разбираются в модельном бизнесе. Но Оле Шелл показал свою правду – то, как он это видит. Мне бы хотелось рассказать свою историю.

Давайте вернемся в прошлое. Ваша карьера началась во Владивостоке?
Да, мне было 15 лет, я шла по Океанскому проспекту и увидела объявление о наборе моделей в агентство. Мы с подружкой пришли на кастинг. Я его успешно прошла и поехала работать моделью в Токио на три с половиной месяца. Начала самостоятельно зарабатывать деньги, почувствовала свободу, независимость. Это не проявлялось в виде вседозволенности, я просто внутренне повзрослела, и во Владивосток вернулась другим человеком. Родители меня даже не узнали. Окончила школу, поступила в ДВГУ на факультет туризма, проучилась там три месяца и поняла, что такой образ жизни не для меня. Бросила университет и уехала работать в Европу. Я путешествовала, работала моделью в Париже, Милане и Лондоне. После пяти лет «галопом по Европе» все-таки решилась переехать в Нью-Йорк. Этот город всегда мне казался таким далеким и сказочным местом, где осуществляются мечты. Помню, как самолет шел на посадку в аэропорту Кеннеди, я выглянула в иллюминатор и увидела всю эту красоту... В тот момент я поняла, что это мой город. Поначалу, конечно же, было сложно, но со временем все как-то стало на свои места. Обосновавшись, я пошла на актерские курсы – это еще один интересный этап в моей жизни. Мне показалось, что у меня есть способности к актерскому мастерству. Я хотела сниматься, но меня никто не снимал. И тогда я решила снять себя сама. Так родилась моя первая короткометражка. В тот момент я поняла, что быть актрисой - это хорошо, но быть режиссером намного круче.

Я поступила в The New School и окончила гуманитарный факультет по специальности сценарист. Также училась в летней киноакадемии Никиты Михалкова. Там и получила первый профессиональный опыт режиссера – сняла короткометражный фильм «Без пяти минут завтра» при поддержке Министерства Культуры России.

На ваш взгляд, русская киношкола сильно отличается от американской?
Есть большой отличительный признак... Грубо говоря, это дедовщинa. На протяжении учебы в России у меня складывалось ощущение, что меня не учат, а диктуют, как нужно снимать. С таким методом я была не согласна. Я снимаю свое кино и мне никто ничего не должен указывать. В американской киношколе все более либерально – учителя дают возможность упасть, но позволяют самому подняться, не мешают, а, наоборот, помогают сформироваться, стать тем, кем хочешь.



Но, может быть, это не дедовщина, а основы профессионального мастерства?
Я знаю основы: как построить кадр, что такое площадка, как работать с актером. Режиссура – очень индивидуальный процесс, поэтому никто не может научить, как быть режиссером. Это все приходит с собственным развитием.

Вы снимались у достаточно известных американских кинорежиссеров - таких, как Айра Сакс («Любовь - странная штука») и Филлип Нойс («Солт»). От них что-нибудь для себя подчерпнули, как режиссер?
Да, манеру поведения на площадке, например. У каждого она своя. Айра был спокойным, тихим. Складывалось ощущение, что мы не кино снимаем, а пришли чаю попить. «Солт» был очень ценным опытом. Все случилось достаточно быстро: четыре дня съемок, я и мой партнер в кадре, сорок человек на площадке за камерой, тебе кричат: «Мотор!» и нужно плакать – безумные съемочные дни. Помню, после съемок я попросила режиссера фильма почитать мой сценарий, он дал несколько советов... Все-таки в Америке больше поддерживают начинающих. У них, мне кажется намного шире мировоззрение, они стараются уклоняться от утверждений типа «так снимать нельзя». Поэтому мне ближе то, как снимают в Америке. Но все-таки внутри я себя ощущаю русским человеком, поэтому даже чувствую некую внутреннюю уникальность. Скажем так, я человек с русским сердцем и американским взглядом на кино.

Недавно вы снялись в проекте Pour la Victoire, креативным директором которого выступила Камерон Диаз.
Она удивительная, умная, сильная женщина, обладающая лидерскими качествами. Было интересно за ней наблюдать; когда она говорит, все замолкают и слушают ее. Настоящий профессионал, вовремя пришла на съемки, во всем принимала активное участие. Она сама бывшая модель и прекрасно понимает, что к чему, как нужно работать на площадке. Было очень приятно. Кстати, ролик для следующей кампании снимала я: Камерон наняла меня уже не как модель, а как видеографа.

Давайте поговорим о вашем последнем проекте в России: короткий фильм с длинным названием «Такое настроение, адажио Баха или небольшой фрагмент из жизни девушки Лены». После выхода фильма его режиссер Аня Меликян на своей страничке в Facebook написала: «Моя новая звезда – Оля Зуева»…
Да, мне было очень приятно. В ответ на ее высказывание смело могу сказать, что на сегодняшний день это самый интересный, самый дорогой мне опыт работы на киноплощадке.

В вашей героине Лене есть отражение самой Оли Зуевой?
В чем-то, конечно же, есть. Когда у меня не было любви, я такая же грустная ходила по городу. Правда, не смотрела передачи в стиле «помоги себе сам», но переживала что-то подобное, что и она.



Фильм, в принципе, про обыкновенную девушку, которая ищет любовь. Вам не кажется нечестным, что на роль «обыкновенной» взяли такую «необыкновенную»?
Прочитав сценарий, я подумала, меня всегда и везде воспринимают как девушку с яркой внешностью, а Аня предлагает роль скромняшки. Мне был непонятен ее выбор. Мы поговорили, и она мне сказала: «Слушай, я не хочу, чтобы это было очевидно. Есть много людей на планете – красивых, успешных, а они себя чувствуют абсолютно ненужными, нелюбимыми. И быть неудачником – это не какой-то внешний статус, не оболочка, а внутреннее состояние».

Мне было интересно наблюдать, как Аня работает с актерами, с людьми на площадке в целом – она добрая и в то же время строгая, все ее слушаются. Продюсер проекта Максим Валовик очень хорошо подметил: «Если что-то Ане не нравится, самое худшее, что она может сказать: «Ну, давай попрощаемся с этим человеком».

Фильм заканчивается такими строчками: «Это жизнь. Она скоро закончится. Лучше сильно не париться». Вы с этим согласны?
В контексте этого фильма – да. Думаю, что действительно не стоит париться насчет любви, которой нет, нужно просто жить. Ведь если не париться о ней так сильно, может быть, у тебя будет более счастливое лицо и больше шансов на то, что свет, который ты излучаешь, как раз и заметит молодой человек, которого ты так усердно ищешь.

С кем бы вам хотелось поработать на одной площадке, но пока что не выпала возможность?
Как актрисе мне бы хотелось поработать с Данилой Козловским, Агнией Кузнецовой, из голливудских – с Майклом Фассбендером. Это гениальный актер и, мне кажется, человек с очень глубоким внутренним миром. Ну, и с Анджелиной Джоли. Она для меня Женщина с большой буквы. От нее я могла бы очень многому научиться. Также хотелось бы поработать у Андрея Звягинцева, Вуди Аллена, Ларса Вон Триера.

Представим, что вы сейчас снимаете свой фильм, и вам дана возможность взять на роль любого желаемого актера. Кто бы это был?
Помимо тех, которых я назвала, хотела бы снять Олега Меньшикова, Юру Колокольникова, Дашу Лятецкую, из американских – Брэда Пита, Леонардо Ди Каприо, Кевина Спейси... Вообще, эти актеры универсальны, они могут сыграть любую роль, и работать с ними, наверное, одно удовольствие.

Закончите фразу: режиссер – это...
…человек, который может заставить своего зрителя чувствовать то, что у него внутри.

 

Текст: Александр Старостин

Март, 2015