Осенний джаз Анжелики Варум

Одна из самых стильных, чувственных и утонченных исполнительниц российской эстрады отдала сцене уже больше двадцати лет и… на достигнутом останавливаться не собирается! «Сумасшедшая» – так называется новый альбом успешной певицы, счастливой матери и мудрой женщины Анжелики Варум.

Как появилась «Сумасшедшая» 

Анжелика, в начале вашей музыкальной карьеры основу репертуара составляли песни на музыку вашего отца Юрия Варума. Позже вы в основном стали исполнять песни, которые написал муж Леонид Агутин… По ощущениям это как-то видоизменило ваше творчество?

Мой папа и Леня – очень близкие по духу и восприятию музыки люди, так что процесс «смены композитора» прошел абсолютно безболезненно. Все песни, написанные ими, гармонично вписывались в мой репертуар, были близки мне душевно, и никакой разницы я не почувствовала.

Недавно вы, судя по всему, «вспомнили былое»? 

Да, вместе с продюсером Андреем Сергеевым мы решили реанимировать новыми аранжировками старый музыкальный материал, песни папы, Лени и других композиторов, многие из которых до сих пор не были изданы, а некоторым хитам вроде «Пожар», «Стоп, любопытство» придать современное звучание. Также мы записали абсолютно новый песенный материал. Все эти композиции вошли в музыкальный альбом «Сумасшедшая».

Вслед за хитом «Нарисуй любовь» ваши поклонники по достоинству оценили премьеры клипов «Где ты» и «Сумасшедшая», многим понравился совершенно новый образ, звучание песен в модном нынче жанре electro-pop*. Вы с легкостью решились на такой музыкальный эксперимент?

Для меня это не эксперимент, а возвращение к прошлому. В начале 90-х в России все увлекались электронной музыкой, пришедшей к нам из Европы и Японии в конце 70-х - начале 80-х годов. Конечно, технологии с тех пор эволюционировали, и звучит electro-pop значительно мощнее, но пристрастия основной части слушателей остались прежними – быстро запоминающаяся мелодия и несложный текст. Вообще, очень интересно наблюдать, как все в жизни, и в музыке в частности, повторяется. К счастью, это не движение по кругу, а все-таки, на мой взгляд, движение по спирали – вверх, и происходит оно благодаря новым технологиям и молодым авторам.

Как думаете, почему так редко появляются новые хиты, которые могли бы на равных конкурировать со старыми любимыми песнями?

Сложность в том, что хиты невозможно просчитать. Да и у меня есть свои музыкальные пристрастия, истоки которых в прошлом. Иногда мне сложно понять, какую именно музыку любит новое поколение… Сегодня музыка очень разная, есть много композиций, которые нравятся и мне, но какой-то общей тенденции я не вижу.

Сегодня даже самые популярные молодые исполнители не могут и мечтать о той славе и востребованности, коей обладали звезды вашего поколения... Почему же все-таки так измельчали волны «популярности», и у нас нет новых имен, способных собрать стадионы слушателей?

Я думаю, что в будущем у нас обязательно будут такие «звезды» с масштабной популярностью. Просто мы всего лишь чуть более двадцати лет живем при капитализме. Мега-популярные западные звезды – это в большей степени технологии, чем творчество. Там продюсеры уже давно научились «выращивать» артистов, а мы проходим этот путь только сейчас. Конечно, играет роль и менталитет. В Советском Союзе были одни технологии продвижения артистов, сегодня – другие. Обязательно появятся новые музыкальные корпорации, которые будут создавать настоящих звезд, и это дело не далекого будущего, а ближайшего десятилетия. А уж талантливых музыкантов, артистов и композиторов у нас, к счастью, много.

Планку опускать нельзя 

Для многих своих слушателей и поклонников вы ассоциируетесь с нежными лирическими песнями «Осенний джаз», «Здравствуй и прощай», «Москва-река». Вы бы хотели вернуться к записи подобных песен или, возможно, сделать на них современные музыкальные аранжировки?

Мы уже сделали ремейки на песни «Зимняя вишня», «Художник», «Ля-ля-фа», «Осенний джаз». Я планирую выпустить альбом ремейков папиных песен, но боюсь, этот процесс затянется из-за нехватки времени.

Какая часть работы доставляет вам больше удовольствия – запись песен, репетиции, концерты или что-то другое?

Забавный вопрос. Это все равно, что спросить у повара, что ему больше нравится в приготовлении борща: резка овощей, смешивание ингредиентов или подача блюда? Он просто любит готовить!

Как восприняли ваш новый имидж и современное дэнсовое направление в музыке близкие люди?

Поскольку близкие сами являются музыкантами, продюсерами и просто творческими людьми, я, конечно, была настроена на критику и массу советов с их стороны. Но, к удивлению, ничего похожего не произошло. Всем пластинка понравилась.

Раньше вы выступали с сольными концертами, последние лет десять гастролировали только в дуэте с Леонидом Агутиным. Что подтолкнуло опять вернуться к сольным выступлениям?

Внутреннее желание и чувство ответственности перед своими зрителями, которые очень часто просят исполнить меня те или иные песни, которые не входят в дуэтную программу. Моя новая программа будет скорее клубной, так как не думаю, что в академических залах танцевальные песни в современной аранжировке найдут своего слушателя! (смеется). Когда ты на сцене более двадцати лет, то очень сложно на протяжении всего этого времени поддерживать планку постоянного внимания к своему творчеству. А ведь хочется планку не опускать. Как только я почувствую, что появились новые песни, которые вновь всколыхнут зрителей, вызвав новую волну... Ой, не хочется использовать слово «интерес» – в этом контексте оно слишком мелкое... Скажем так, когда у зрителей появится новая волна желания заполнить аншлагами большие залы на моих сольниках, то непременно отправлюсь в большое турне!

Смена жизненных приоритетов 

Как-то вы сравнили Леонида с ветром, дескать, неправильно как-то ограничивать его свободу...

Конечно. Если ветер запереть, то получится сквозняк! (смеется) Муж в семье – не крепостной! Женщина – создание интуитивное, именно в ее компетенции подстраиваться под мужчину. Конечно, это происходит, если мужчина ей по-настоящему нужен, дорог и важен... Но уж если ты сделала свой выбор, то найди в себе силы, чтобы суметь преодолеть вместе с ним всю жизненную дистанцию.

К сожалению, ко многим такая жизненная мудрость приходит с некоторым опозданием...

Семья — это сложный организм, со своими правилами, меняющимися, в том числе, и от стажа семейной жизни. То, что в тридцать кажется важным для отстаивания своих позиций, в сорок не выглядит настолько принципиальным. Приоритеты меняются.

Скажите, Анжелика, есть ли у вас автобиографичные песни, рассказывающие истории из собственной жизни?

Нет. Я поклонник символичных, а не повествовательных текстов. Основное, что слушателю удается в них уловить, по большей части эмоции, а не событийный ряд. Исключение, пожалуй, составляет песня «Городок».

Динамичная композиция «Сумасшедшая» о безумно влюбленной женщине, которая следует за своим чувством, несмотря на боль и страдания. Вам удалось очень точно передать и донести настроение и состояние души песни до слушателей…

Если моя собственная жизнь (или представление о ней окружающих) не является классическим примером разбитой вдребезги женской судьбы, это не значит, что я не способна чувствовать и сопереживать!

Но в любой семье бывают сложные моменты, кризисы. Как вы их преодолеваете?

У каждого человека может наступить момент кризиса, депрессии. Семейный кризис возникает, когда по времени совпадают кризисы у обеих половинок. Этого просто нельзя допускать: если одному очень плохо, второй просто обязан не впадать в депрессию, он должен поддерживать своего партнера. По крайней мере, в нашей семье это правило очень помогает.

Эксклюзив-справка

Анжелика Варум – заслуженная артистка России. Большая часть ее песен до сих пор является любимыми многими хитами: «Ля-ля-фа», «Городок», «Осенний джаз», «Стоп, любопытство», «Гуд бай, мой мальчик», «Самая лучшая»... Первый альбом был представлен в 1991-ом году, с тех пор вышло уже еще тринадцать, а в начале лета появился новый, четырнадцатый по счету, который называется «Сумасшедшая».

* Электро-поп

 

Текст: Юлия Удовенко

Сентябрь, 2013