Светлана Климова. Вначале была идея

Генеральный директор группы компаний «Медведь Любимый» Светлана Климова убеждена, что производство консервированных овощей и фруктов – совсем не женский бизнес. Поэтому домашнее варенье из красной и черной смородины она варит в свободное от работы время.

Светлана Семеновна, ваша компания успешно работает на российском рынке семнадцатый год. А с чего начался ваш бизнес, помните?
С идеи! Стул, стол и компьютер - этого оказалось достаточно, чтобы создать любимое дело, а потом целенаправленно развивать его и совершенствовать. Безусловно, мне помогло качественное экономическое образование - именно его я считаю крепким фундаментом своего бизнеса. А работа наемным сотрудником в банковской, строительной, таможенной сферах подарила хороший опыт - я научилась не только разбираться в самых сложных ситуациях, но и управлять ими.

В то время многие стремились работать на себя: кто-то начинал свое дело с нуля, кто-то восстанавливал бизнес после кризиса 1998-го года. И я влилась в этот поток людей, которые хотели жить лучше и рассчитывать могли только на собственные силы.

Страшно было? Волнительно? Интересно?..
Мной двигал азарт и огромное желание воплотить задуманное в жизнь. Я ничего не боялась! И сейчас ничего не боюсь. Хотя обстоятельства бывают разные. Но когда возникает чрезвычайная ситуация, я внутренне мобилизуюсь и решаю проблему. А уже потом, спустя время, внезапно осознаю, через какие трудности прошла. И вот тогда-то становится панически страшно!

Поначалу бывало сложно, очень сложно. Но я никогда не думала о том, что задуманное мной невозможно, - просто работала. Работала над ситуацией, над собой. И все рано или поздно получалось так, как мне было надо. Скажу честно, сейчас я уверена, что мои возможности поистине безграничны: если чего-то очень сильно хочу, если к чему-то целенаправленно стремлюсь, то мечта - даже самая несбыточная! - обязательно станет реальностью.

Кто вам помогал в становлении бизнеса? К кому вы всегда могли обратиться за помощью или хотя бы поплакаться в жилетку, если что-то шло не так, как задумывали?
Мне не помогал никто. Все возникающие в бизнесе проблемы я обсуждала только с мужем. У меня не было влиятельных знакомых. Я никогда не пользовалась банковскими кредитами. Меня мама так воспитывала: нельзя брать чужие деньги, даже взаймы. Этот совет для меня до сих пор актуален!

Кстати, благодаря маме я и занялась производством продуктов питания. Она постоянно привозила нашей семье домашние заготовки – соленья, варенья… Все было такое вкусное! Разумеется, первую продукцию я привезла именно маме. Она попробовала и сказала: «Как вкусно!..» Знаете, это была самая важная оценка моей работы.

Говорят, если человек понял основные механизмы ведения бизнеса, то ему, в принципе, не важно, чем конкретно заниматься – все работает по единой схеме.
Да. Но - принципиальный момент - мне очень хотелось быть нужной людям. Приносить окружающим пользу. А механизмы действительно одинаковые в любом бизнесе. И я четко осознавала: если буду работать правильно, то мое дело будет успешным. Ведь в нем все зависит только от моей заинтересованности, активности, расторопности и мудрости.

«Работать правильно» - что вы вкладываете в это понятие?
На мой взгляд, работать правильно – значит, работать много. Не перекладывать ответственность на кого-то другого, взаимодействовать с партнерами, вести себя порядочно по отношению к ним и к клиентам, чувствовать реалии времени. И главное – всегда помнить о моральной составляющей бизнеса. Человеку не должно быть стыдно перед своими детьми за то, как именно он заработал свой капитал.

Почему компанию назвали «Медведь Любимый»?
Согласитесь, это вызывает улыбку! Креативная группа предлагала название «Медведь». Но мне оно показалось… суровым. Когда «Медведь» стал «Любимым», почувствовала: попали точно в цель!

Первые бизнес-цели помните?
Конечно! Сделать красивые, стильные банки и доверху наполнить их овощами или фруктами! Я изначально стремилась к тому, чтобы наш товар был доступен каждому, а цена соответствовала качеству. Так и получилось.

Как удалось обойти конкурентов и заявить о себе?
Действительно, в то время на рынке было представлено очень много продуктовых марок, и эта «ниша» казалась практически заполненной. Но на самом деле, все трудности оказались мнимыми. Я выстроила долгосрочную систему продаж, сейчас у нас работает сеть дистрибьюторов по стране. Нашу продукцию знают, любят и с удовольствием покупают жители всей России.

Как люди к вам в команду приходят?
По-разному. Те, кто хочет просто получать зарплату, у нас не задерживаются. Но многие сотрудники трудятся в компании годами - прошли испытание временем. Очень ценю их. Со мной, думаю, не очень легко работать. Я чрезвычайно требовательна – как к себе, так и к окружающим. Что это за директор, который ежедневно на работе с девяти часов утра до девяти часов вечера?! Но я работаю именно так. И мне не тяжело, потому что я люблю свое дело. Очень люблю. Много, может быть, даже чересчур много рассказываю о бизнесе своим сотрудникам, направляю, объясняю, учу. Мне необходимо делиться всем, что я знаю и умею, ведь мы вместе делаем одно дело. Поэтому не существует никаких «секретов фирмы»!

У этой медали, наверное, есть и обратная сторона...
Увы. Глядя на то, как у меня все легко получается, кто-то думает, что это действительно легко. Крадет мои идеи и уходит в свободное плавание. Что ж… Когда человек не привносит в дело ничего личного, нового, креативного, то получает в результате лишь подобие бизнеса. Мне кажется, это так неинтересно. Мы должны постоянно что-то создавать. Пусть все уже давно придумано - давайте придумаем что-то другое! Свое! Изобретем велосипед! Надо все время расти, развиваться, совершенствоваться – в этом залог успеха бизнеса.

За годы работы в вашей компании случались кризисы?
Кризисов, как таковых, не было. Честно. Мы работаем по плану, не строим воздушных замков, а трезво оцениваем происходящее и ведем дела в соответствии с окружающей нас реальностью. Налаженная система продаж позволяет чувствовать себя спокойно даже при самой нестабильной экономической ситуации. Не скрою, прошедший год был достаточно сложным, но это не кризис в компании, а кризис в стране, который, к сожалению, отражается на нашем бизнесе.

А вы когда-нибудь испытывали личные кризисы - сомнения в правильности выбранного пути?
Нет, сомнений не возникало никогда. В отношении себя я уверена на сто процентов. Но однажды почувствовала, что мне стало не очень интересно заниматься изо дня в день одним и тем же. Захотелось чего-то большего. Поэтому в конце 2014-го года я приобрела четыре гектара земли, решив поставить там производственно-складской комплекс. Сейчас воплощаю свое «большое желание» в жизнь. Жаль, что все происходит чуть медленнее, чем хотелось бы. Но я по натуре созидательница и не устаю напоминать себе, что строить всегда труднее, чем разрушать.

Ваш бизнес трудно назвать «истинно женским».
Пожалуй, да. Ежегодно на больших российских выставках я встречаюсь с партнерами, дистрибьюторами, оптовиками и удивляюсь вновь и вновь, что в этом бизнесе я – единственная женщина. Когда кто-то из конкурентов переигрывает меня, шучу: у этого мужчины, наверное, очень умная жена!

Вы опытом с конкурентами делитесь? Можете на прямой вопрос дать честный ответ?
Да. Рассказываю все, как есть, потому что для меня это… прочитанная книга. Мой опыт никому не отнять – долгий и трудный путь нужно пройти самому, иначе ничего не получится! Мне не страшно, что кто-то может догнать меня, – я не стою на месте, учусь постоянно, и этот процесс бесконечен.

Что в торговой марке «Медведь Любимый», на ваш взгляд, может считаться действительно уникальным продуктом?
У нас много вкусного! «Первое место» занимают маринованные огурчики-корнишоны. Они выращены во Вьетнаме, а приготолены по эксклюзивному рецепту, который мы с технологами долго прорабатывали, стремясь по минимуму использовать лимонную кислоту и уксус. Огурчики от «Медведя Любимого» нереально вкусные! И главное – всегда хрустят!

Другой хит марки «Медведь Любимый» – королевские ананасы: желтые, сочные, ароматные, сладкие… Ими так и хочется побаловать детей! Поэтому мы делаем ананасы не в легком, а в обычном сиропе, чтобы они были еще слаще и вкуснее.

Вы лично участвуете в процессе дегустации?
Всегда. Последнее слово за мной. Без ложной скромности скажу: вкус у меня хороший!

А если вам не нравится, а специалист-технолог говорит: «Идеально!»?
Если какая-то продукция мне не нравится, наша компания не будет ее производить. Мы придерживаемся российского ГОСТа либо международного стандарта, поэтому делаем идеально вкусный продукт. По-другому работать не получится. Понимаете, если человек однажды приобрел консервированную продукцию, и она ему не понравилась, во второй раз он возьмет то, что еще не пробовал. Или вообще не будет покупать, ведь консервы - продукт не первой необходимости. Так что мы не имеем права делать невкусные фрукты и овощи.

Работа занимает большую часть вашей жизни?
Да. Но близкие относятся к этому с пониманием. Бизнес практически стал семейным, муж и сын работают вместе со мной и видят, что я действительно поглощена своим делом.

Легко вам с родственниками работать?
Очень тяжело. Стараюсь не смешивать работу и личную жизнь, но… не всегда получается. Иногда мне кажется, что, увлекшись бизнесом, я не сумела дать своим детям что-то важное… Жаль, ничего уже не изменишь. Сейчас стараюсь убедить дочь, что женщина, в первую очередь, должна быть хранительницей домашнего очага, заниматься детьми, создавать в доме атмосферу уюта, комфорта и спокойствия. Вообще женщинам, на мой взгляд, не нужно работать. Да, многие стремятся быть независимыми, самостоятельными, самодостаточными, но по натуре своей мы – существа слабые, нежные и хрупкие, нам хочется за кого-то спрятаться, опереться на чье-то сильное плечо…

Вы сейчас себе не противоречите?
Нет… Просто я не типичная женщина. Я пахарь. Сильный человек. Живу по принципу: если могу, то делаю. А могу я много. Сейчас у меня несколько интересных разноплановых проектов: хочу запустить две-три торговые марки бакалейных продуктов, создать линию соусов, построить рыбный завод и фасовочную фабрику. Мне кажется, это так здорово – производить что-то нужное, красивое и вкусное...

А для себя лично? О чем мечтаете?
Очень хочу путешествовать. Получать новые впечатления. Развиваться духовно. Встречаться с разными людьми. Ходить на светские мероприятия. Больше общаться с близкими. Жизнь такая интересная, как можно ограничивать ее исключительно бизнесом?!

Одежда предоставлена ТД Dефиле.

Текст: Юлия Удовенко
Фото: Ana Sava
Стиль: Дарья Баскова
Макияж: Катерина Грицай
Прическа: Есения Канина

Февраль, 2017