Владимир Меньшов: «На людей умных награды не действуют никак!»

Президент XII Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого», актер, режиссер, сценарист, продюсер, Заслуженный деятель искусств России, Народный артист России и обладатель премии «Оскар» Владимир Меньшов уверен: хорошее кино можно снять даже на мобильный телефон! И мечтает о фильмах, где соединятся воедино форма, глубина содержания и свежий взгляд на происходящее.

Владимир Валентинович, буквально несколько минут назад вы вернулись с рыбалки – как успехи?
К несчастью, я ее проспал, и никто не посчитал нужным меня разбудить! Надеюсь, на завтрашнее повторение этого сценария, но – с другим финалом.

В этом году на вас возложена почетная обязанность – быть президентом Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого». В чем вы видите свою миссию?
Ну, когда в процессе обсуждения фильмов начнется какая-нибудь словесная перепалка, спор или же драка между членами жюри, я буду растаскивать деятелей киноискусства по сторонам! Если же говорить серьезно… Думаю, главная обязанность президента – привносить мудрость в работу кинофестиваля. А если в жюри возникнет конфликтная ситуация, то за мной останется последнее слово.

Вы были председателем Международного жюри на первом кинофестивале «Меридианы Тихого»… Какие воспоминания о себе оставил Владивосток двенадцатилетней давности?
Мне очень симпатичен этот город! Думаю, из него вполне можно сделать жемчужину нашей страны. Сейчас, с появлением грандиозных мостов, он удивительным образом напоминает Сан-Франциско. Напоминает, но не более того, и не нужно, чтобы он был «один в один» – так, какой-то легкий, неуловимый шлейф… Похож на Сан-Франциско, но – лучше!

Отмечать свой красивый юбилей – 75-летие! – вы будете во Владивостоке?
Нет, я не готов был принять настолько смелое решение – отмечать 75-й день рождения за 9 288 километров от родных и близких. Вплоть до этого времени я буду во Владивостоке, но непосредственно в день юбилея окажусь в объятиях своих любимых девочек.

У большинства ваших фильмов – очень счастливая судьба. Фестивальными наградами отмечены даже самые ранние работы. Как вы думаете, насколько важно молодому режиссеру получить творческое признание?
Как правило, на людей, не слишком обогащенных умом, награды действуют не самым лучшим образом: эти люди начинают медаль носить, предъявлять при случае, всячески демонстрировать и напоминать… На людей же умных награды не действуют никак. Я действительно получил много наград, были среди них и серьезные, и очень серьезные, но ни одна награда, ни одна премия, ни одно звание не дали мне права на ошибку, на повышенные требования или на капризы на площадке. В меня постоянно вглядывались: что это ему так везет? Государственная премия СССР за фильм «Москва слезам не верит» подтвердила мою неслучайность в этой профессии. Премия «Оскар» добавила еще очков в мою режиссерскую копилку. Работа над фильмом «Любовь и голуби» закрепила за мною репутацию хорошего режиссера… Но любые награды важны не сами по себе! Они имеют ценность лишь тогда, когда ты приходишь и просишь деньги на картину, награды как бы подтверждают: «Режиссер неплохо снял это, также неплохо снял это, а теперь просит деньги на это – проект, конечно, рискованный, но человек уже неоднократно доказывал, что умеет вытаскивать даже самые рискованные проекты. Пожалуй, можно дать ему денег…». Ничего более!

Фильмы, которые принесли вам оглушительный успех у зрителей, с воодушевлением громили кинокритики… Как вы к критике относитесь? Насколько она вообще нужна?
Конечно, нужна. И кинокритики нужны, но – хорошие, самостоятельно мыслящие эксперты. К сожалению, сейчас кинокритики существуют кланами, в каждом из которых есть «первая скрипка» – она определяет направление, а все остальные критики выстраивают свои мнения в соответствии с заданными курсом. Принято решение «бомбить» – они «бомбят», принято решение хвалить – хвалят. В Москве это очевидно: уже по названию газеты можно догадаться, что напишут в ней о том или ином фильме, что скажут о том или ином имени.
 

Кто из молодых российских режиссеров вам интересен? 

Очень крепкий, сильный режиссер – Андрей Звягинцев. Нравятся Владимир Котт и Александр Котт. Очень достойно снял фильм «Дурак» Юрий Быков. Хотя, на мой взгляд, это больше публицистика, чем кино, но публицистика страстная. Могу назвать еще много имен, однако не буду – боюсь кого-нибудь забыть.

Какой из фильмов последнего времени особенно запомнился?
Скажу по секрету, самое большое впечатление на меня за последнее время произвел фильм «Горько!» режиссера Жоры Крыжовникова. Это действительно веселый, но, в конечном счете, очень глубокий фильм – о нашем обществе, наших людях, наших характерах… Автор очень добродушно, с улыбкой отнесся к своим героям. Мне это очень симпатично.

А чего, на ваш взгляд, не хватает современным режиссерам?
Лично мне не хватает таких картин, какие были во времена моей молодости. Хочется видеть фильмы, где соединяются формы и глубина содержания, и чтобы это было очень качественно, смотрибельно, интересно. Сейчас, знаете, как считается: если на фильм пришел один миллион зрителей – это победа. Но еще совсем недавно критерии были совсем другие – пятнадцать миллионов зрителей! И это был не успех, а норма! Мне не интересно слушать оправдания, почему фильм какого-нибудь режиссера собрал всего триста тысяч зрителей. Когда он научится делать кино, уверен, зрителей будет больше. Намного больше.

Как думаете, должно ли государство поддерживать отечественный кинематограф?
Так оно вроде бы и поддерживает. Думаю, главная проблема внутри кинематографического сообщества. В душе каждого режиссера должен включиться и постоянно тикать счетчик: «Если ты не снимешь картину, которая соберет три миллиона зрителей и вернет если не все деньги, то хотя бы значительную их часть, к продюсеру по имени Государство дорога тебе будет закрыта».

В России школы кинематографистов работают в Москве и Санкт-Петербурге. Может быть, если их будет больше, то это повлияет на качество производимого продукта - хорошего кино будет больше?
Не обязательно. Но то, что за Уралом тоже должны работать такие школы – для меня очевидно. Но создать такую школу – полдела. Сейчас обучение режиссуре, операторской работе, монтажу и другим кинопрофессиям не такой дорогой процесс, как еще несколько лет назад. Пусть картина начинающего автора будет несовершенна в техническом исполнении – для меня, например, гораздо важнее свежий взгляд на вещи. Хорошее кино можно снять даже на мобильный телефон! Но нужны мастера, которые будут вести процесс обучения от начала до конца.

Если бы во Владивостоке появилась такая школа, вы бы приезжали в качестве приглашенного мастера?
С удовольствием.

Договорились. А что пожелаете конкурсантам и зрителям 12-го международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого»?
Чтобы всем нам было интересно! Поверьте, это самое главное – не только в кино, но и в жизни.
Текст: Юлия Удовенко
Фото: Вероника Стахеев

Ноябрь, 2014