Вячеслав Стародубцев. Другой Пушкин

Читать чужие давние письма… можно, нужно, а порой – и просто необходимо! Не только затем, чтобы узнать что-то новое о тех, кем и кому они написаны, но и затем, чтобы понять нечто очень важное о самом себе, уверен режиссер Вячеслав Стародубцев. 3 и 4 октября на сцене краевого академического театра им. Горького во Владивостоке он представит премьеру спектакля «Пушкин. Наказанный распутник» по письмам Пушкина, драме «Каменный гость» и опере Моцарта «Дон Жуан».

Чужие письма бывают очень притягательны – наверное, потому что в свое время писались не для посторонних глаз…

В последнее время я увлечен письмами великих людей – именно там, в письмах, всем известные личности открываются с какой-то новой стороны… Но что касается переписки Пушкина, мне гораздо интереснее читать письма не поэта, а женщин, которые ему писали… Одна – истеричка, другая – возвышенная и ранимая, третья – вамп, четвертая – томная соблазнительница - за каждым письмом стоит свой, вполне определенный образ, и это очень театрально… Это - цепляет! Я подумал: а почему бы не соединить эти женские письма, почему бы не вписать их в сюжет драмы «Каменный гость», которую Пушкин сел сочинять, прочитав либретто Лоренцо да Понте, написанное для оперы Моцарта «Дон Жуан»?

Получается, в этом спектакле вы соединили в единое целое многие ниточки...

Да, и родился своего рода симбиоз грандиозной драматургии и оперы, видеопроекции и пластики. Это совмещение - новое, яркое, необычное и очень интересное театральное направление, которое мы представим во Владивостоке! Я благодарен художественному руководителю театра им. Горького Ефиму Семеновичу Звеняцкому, что он подарил мне блестящую возможность проявить себя.

У вас уже был опыт работы с артистами театра им. Горького – в прошлом году состоялась премьера спектакля «Парижская жизнь», где вы выступили в качестве музыкального руководителя. Зрелище оказалось очень сочным, звонким, ярким – настоящий бурлеск!

Этот опыт хотелось продолжить! И я с удовольствием откликнулся на предложение Ефима Семеновича поставить новый спектакль.

Артисты театра с интересом восприняли вашу новую идею?

Знаете, да! Они идут за мной, погружаются в материал, ныряют в работу с головой, и это дорогого стоит! Скажу честно, требования к современному артисту очень высоки: он должен обладать безупречной физической формой, иметь прекрасные внешние данные, быть пластичным, уметь танцевать, петь... И хоть в основе спектакля «Пушкин. Наказанный распутник» и лежит драматическая история, но это музыкальный спектакль, и драматические артисты - поют! Оперу Моцарта! Не просто «справляются», а поют классно, высокопрофессионально, талантливо!

Конечно, не исключаю, что кто-то поначалу отнесся к моей идее с долей сомнения. Но… я все делаю искренне. И глубоко уверен: другого человека можно увлечь только искренностью. Подключить его к своей увлеченности, заразить ею. Думаю, мне это удалось.

Вам интересен сам процесс созидания спектакля или все же главное - результат?

Самое интересное держать кого-то за руку и идти вместе по выбранному пути, на котором может произойти все, что угодно, но главное не останавливаться. Конечно, я думаю о результате. Но… процесс очень важен. Иногда он может быть легким, иногда - тяжелым или даже очень тяжелым, но всегда – увлекательным!

А бывают иногда творческие кризисы – такие, что руки опускаются? 
Конечно. Но в эти моменты я понимаю: надо тормошить себя, предъявлять к себе еще больше требований, пробовать необычные приемы, применять нестандартные ходы, смотреть по-другому на какие-то привычные вещи… Пытаюсь по-новому принять свою профессию, почувствовать заново суть ремесла… И вновь и вновь прихожу к одной простой мысли: в нашей профессии (да и в жизни вообще!) счастлив тот, кто хранит в себе какое-то детское удивление по отношению ко всему, что его окружает. Если человек обладает способностью удивляться, значит, в нем есть некая свежесть, непосредственность, которая рождает новые идеи, необычные проекты, привлекает и притягивает в его жизнь интересных людей… Непосредственность – величайшее качество характера! Непосредственность и чувство юмора - в этом секрет успеха!

С кого пример берете?

Мне в жизни повезло - встретиться, поучиться и поработать с очень талантливыми людьми, великими личностями: Галиной Павловной Вишневской, Дмитрием Александровичем Бертманом, Романом Григорьевичем Виктюком, Владимиром Ивановичем Хотиненко. Они относились и относятся к жизни… как дети! Это солнечные, яркие люди, умеющие удивляться, способные видеть красоту в привычных вещах и искренне восхищаться ею. Для меня это очень ценно!

Почему-то мне кажется, что в вашем характере присутствует нотка авантюризма…

Меня очень легко подвигнуть сделать что-то новое, необычное, интересное… Особенно - с полной художественной и творческой поддержкой. В этом плане – да, я авантюрист!

В новом спектакле не хочется самому выйти на сцену в качестве артиста?

Знаете, нет… Во время учебы на актерском факультете ГИТИСа мой мастер Дмитрий Александрович Бертман неоднократно предлагал мне перейти на режиссерское отделение, но я отказывался - хотел попробовать себя в качестве артиста, почувствовать, что это такое. Понимаете, режиссеру необходимо обладать фундаментом, первоосновой артистических знаний – это очень важно! Как, скажите, я могу что-то объяснить актеру, не поняв сути его профессии? Я работал с Владимиром Мирзоевым в его драматической постановке «Сон в летнюю ночь» в театре им. Станиславского; работал в спектаклях Романа Виктюка; в театре «Геликон Опера» у меня пятнадцать ролей – это здорово! Но я никогда не участвую в проектах, которые делаю сам. Мне это кажется неправильным.

Почему?

Находясь внутри, режиссер не видит общей картины спектакля. Невозможно быть одновременно в двух местах. Я не бросаю актерскую карьеру - думаю, мне еще есть, что сказать со сцены! Но уверен: мне есть и что сказать и НА сцене…

Чем для вас притягательна режиссура?

Это игра! Я фантазирую, строю свой собственный мир и приглашаю в него гостей… Очень люблю работать, люблю свою профессию и благодарен небу, что у меня есть возможность воплощать со сцены самые заветные мечты! Согласитесь, это потрясающе!

Вообще, заниматься любимым делом - потрясающе. Вы давно поняли, что театр - это ваше?

Да. Я с детства знал, что буду заниматься театром.  Для меня это убежище от разочарований, боли, страха… Храм. Пафосные слова, но… это правда. Люди в театре не работают, они служат, и это служение - своим детским мечтам. Человек проживает на сцене жизнь: одну, вторую, десятую, сотую, пытаясь что-то осознать, понять, принять… И актер и режиссер постоянно исповедуется со сцены… В этом, согласитесь, есть какой-то очень важный смысл.

Как считаете, режиссер должен доминировать над артистами?

Да. Режиссура – очень жесткая профессия. Это диктатура, работающая на результат.

У меня есть форма видения спектакля, и я не позволяю артистам отступить от нее.

А компромиссы? Вот не согласен с вами артист, видит роль по-своему!

Я постоянно влюбляюсь, сначала в пьесу, потом в персонажа, в музыку и конечно же в самого артиста. Без любви все бессмысленно. Главная задача режиссера по отношению к артисту – показать его с самой выгодной стороны, максимально использовать заложенные в нем творческие способности. Конечно, кому-то из актеров в моей форме трудно, непривычно, некомфортно, но… с новыми туфлями происходит то же самое: поначалу могут давить, натирать, создавать дискомфорт, и уже жалеешь, что вообще их купил, а потом… Обживаешь. Разнашиваешь. Они становятся чрезвычайно удобными, становятся частью тебя, и уже не понимаешь, как мог когда-то сомневаться!.. Артист – это, прежде всего, исполнитель роли, действующее лицо. И если я его в спектакле отпускаю в свободное плавание, то – исключительно в рамках придуманной мною формы, не давая уйти в сторону.

Вячеслав, что вы от премьеры ждете?
Новых открытий!.. Жду, что артисты откроют нечто новое – не только в работе, но и в себе. Жду, что зрители откроют нечто новое в личности Дон Жуана. Мечтаю, что кто-то откроет нечто новое в отношениях между мужчиной и женщиной. А кто-то откроет томик Пушкина – в очередной раз или, быть может, даже впервые! И поймет, что это - прекрасно…

эксклюзив – справка

Вячеслав Стародубцев – кандидат искусствоведения, режиссер, художественный руководитель театра драмы и оперы «Театр ДО», режиссер и солист театра «Геликон – Опера», актер театра Романа Виктюка, педагог по мастерству актера и режиссуре Факультета музыкального театра Российского университета театрального искусства – ГИТИС, член Союза театральных деятелей РФ. В качестве музыкального консультанта и режиссера музыкальных сцен выпустил кинокартины «Достоевский», «Поединок», «Распутин».

Текст: Юлия Удовенко
Фото: Polina de Mello

Октябрь, 2014