Юлия Климко. Движущая сила искусства

Искусство рукой художника пишет свою версию истории – о времени, людях, идеалах и современных героях. Как научиться понимать то, что изображено на картинах, и наслаждаться прекрасным, рассказывает искусствовед, эксперт по современной живописи, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов», член Союза художников России Юлия Климко.

В современном мире много и часто говорят об искусстве, выставках великих художников, очередях в музеи... Это мода или нечто большее?

Я убеждена, что искусство вне моды. Стоят ли люди в очередях или нет, художник творит в своей мастерской. Вот диван или люстра могут быть в моде. А произведения искусства – все же не просто предметы интерьера. Хотим мы или нет, осознанно или бессознательно, но мы тянемся к искусству. С раннего детства в нашем сознании рождаются образы на основе прочитанных книг и иллюстраций, просмотренных мультфильмов и художественных фильмов, спектаклей и концертов. Так формируется мировоззрение, отношение к реальности, осознание, что такое хорошо и что такое плохо, – все то, что людей делает людьми.

Люди искусства притягательны и всегда окружены особым ореолом. Как вас  жизнь свела с ними?

У нас маленький город, кто-то с кем-то обязательно знаком. В 2009 году меня попросили организовать во Владивостоке выставку известному английскому фотографу Рольфу Гобитсу. Часть работ Рольф безвозмездно предоставил для благотворительного аукциона, с инициативой которого выступил технохолдинг «Сумотори». Через несколько дней в галерее «Арка» широкому кругу зрителей была представлена серия «Странствующие артисты». Сейчас при воспоминании того периода у меня возникают только положительные эмоции. Все, кто принимал участие в проекте, понимали друг друга, как принято говорить, с полуслова. К тому же Рольф предложил стать его представителем на Дальнем Востоке, а Вера Евгеньевна Глазкова, директор и собственник галереи, – поработать с ней. Наше сотрудничество длилось семь лет, да и сейчас у нас прочные профессиональные и теплые личные отношения. С начала 2017 года я больше не арт-директор галереи, но время от времени курирую выставки художников.

Не страшно было пускаться в самостоятельное плавание?

Это естественный путь развития любого человека. Хотя есть и личные обстоятельства. Я очень благодарна своей семье – у меня была и есть возможность заниматься тем, что мне нравится. За годы моей деятельности накапливались и углублялись знания, появлялись и укреплялись связи, отношения. Накопилась и смелость. Причем не в противовес кому-то. Это собственный рост. К тому же в нашем городе не хватает людей, которые могли бы профессионально говорить об искусстве. И чем больше будет различных площадок, тем больше пользы для всех: художников, зрителей, кураторов, музейщиков, галеристов, журналистов... У Карла Маркса есть известное выражение: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то должен быть художественно образован». Сложно с ним не согласиться. Так родилась идея объединить людей, которые понимают и могут аргументированно рассуждать о визуальных видах искусства: живописных картинах, графике, видео, скульптуре и т. п. Арт-клуб станет местом, где можно получить знания, встретиться с художником, прийти за консультацией, если возникло желание приобрести произведение искусства или стать коллекционером.

Чем Арт-клуб будет отличаться уже от существующих культурных пространств Владивостока?

Это не профессиональная выставочная площадка, на которой посетитель получает опыт переживаний, рассматривая произведения искусства, отобранные для экспозиции. Соответственно, нет экскурсоводов, медиаторов или других сотрудников, которые бы работали с конкретной информацией. Арт-клуб – место «практичных» знаний. В частности, как научиться видеть искусство и понимать картины, посещая музеи мира. Мы говорили про очереди в музеи. Но, попав туда, с чем остается посетитель на выходе? Порой ему не хватает знаний из истории, чтобы трактовать сюжеты, порой – из мифологии, чтобы провести нужную аналогию. На площадке Арт-клуба предполагаются лекции, которые доступно, на наглядных примерах донесут  эти знания. Будут и уникальные мастер-классы. Например, школа каллиграфии, в которой главной целью должно стать не только стремление научиться красиво писать и творчески самовыражаться, но и развить те участки мозга, которые современный человек использует все реже. Не зря Стив Джобс занимался каллиграфией или топ-менеджеры мировых корпораций в обеденный перерыв берут уроки каллиграфии. Более того, есть данные о том, что занятия этим непростым с точки зрения мозговых процессов делом не только положительно влияют на психологическое состояние, но и помогают в реабилитации после нейрофизиологических травм.

Возвращаясь к произведениям искусства… В Арт-клубе каждый желающий узнает, где, как и за сколько можно приобрести произведения не только во Владивостоке, но и в Европе, США, Азии. Будут и поездки, такие как на "Арт  Базель" в Гонконг в этом году, которые акцентируют внимание на современном искусстве. Сложилось мнение, что современное искусство – это провокация. Причина этого – в человеческой природе, ведь на провокацию быстрее реагируют, много говорят, обсуждают… Но современное искусство намного шире, глубже и интереснее!

Вы станете центром притяжения Арт-клуба или планируете создать команду?

За те годы, что я занимаюсь искусством профессионально, у меня сложились личные отношения с очень многими людьми, которые порой звонят мне, чтобы просто поговорить, пригласить на чашку кофе, или желая, например, купить картину, просят, чтобы я их скоординировала. Конечно, все свои знакомства я аккумулирую, чтобы мы могли встречаться в одном месте. С другой стороны, я предполагаю, что в Арт-клубе будет работать целая команда профессионалов, которые уже обладают знаниями и хотят делиться ими, а также своей творческой деятельностью, с аудиторией.

Планируете ли вы на базе Арт-клуба приобщать к искусству детей?

Несомненно. Неважно, станут ли дети впоследствии художниками, коллекционерами или завсегдатаями музеев, главное, чтобы у них появилось понимание культурных ценностей, уважение традиций и наследия. От наших детей будет зависеть и жизнь наших внуков. Любое здоровое общество базируется на трех китах: медицина (здоровье), наука (образование) и культура – то, что формирует человека как личность, создает ориентиры для общества. Так что невозможно строить будущее, не думая о детях.

В последние годы вы посещаете много культурных мероприятий, как за рубежом, так и в России. Как выглядит Владивосток на фоне других городов на российской культурной сцене?

На мой субъективный взгляд, любой город, край имеет свои региональные тонкости. Особенно в нашей стране. Поэтому Владивосток, несомненно, отличается и от Сибири, и от Москвы, и от Санкт-Петербурга, и от Хабаровска... В этом есть свои плюсы и минусы.

Владивосток – портовый город, место жизни очень активных и предприимчивых людей. Наша энергия, желание двигаться и добиваться новых высот играют на руку. Не имея особой поддержки извне, сами художники очень энергичны, организуют выставки, много ездят по России и миру, сами становятся кураторами, инициируют различные культурные события.

Минус же, наверное, заключается в том, что, как и в любом портовом городе, у нас люди редко пускают корни. Приезжают, строят бизнес, уезжают… Соответственно, здесь нет укоренелости, при которой, как правило, и возможна стабильная поддержка искусства и культуры. Да, искусство всегда поддерживалось государством – очевидно, что какие-то его области не могут быть коммерческими. Это все-таки относится к области воспитания, идеологии и патриотизма – в самом хорошем смысле этих слов. Но большая страна, разрозненные культурные процессы, отсутствие единого культурного пространства – причины того, что мы живем сами по себе. Невозможно, чтобы нами интересовались другие, если мы не интересуемся сами собой. Как доказательство… Задумайтесь: иностранцы хорошо относятся к русской культуре, потому что у нас есть Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, Брюллов – «старое» искусство. А где современные авторы?

Нашему городу не хватает крупного международного мероприятия федерального уровня, в котором могли бы принять участие не просто художники из Японии, Кореи, США, но Илья и Эмилия Кабаковы, Такаши Мураками, Джеф Кунс, Герхард Рихтер или Ансельм Кифер. В таком мероприятии кроется огромный потенциал для туризма, внутреннего в том числе, о котором мы так много говорим. Также очевиден и профессиональный потенциал: повышается уровень и узнаваемость художников, город становится точкой притяжения для образованных людей со всего мира. Он становится более интересным для жизни молодых людей. Одна сплошная польза для развития города, одним словом.

Арт-клуб способен преломить ситуацию?

Попытаемся! Мы не первые в этом желании. Институции, существующие сегодня во Владивостоке, традиционно, десятилетиями, пытаются привнести знания и сделать их более практичными в обществе. Наши усилия станут дополнением к тому, что уже есть в городе. В моем понимании Арт-клуб – еще один инструмент, который будет работать в направлении сближения людей, интересующихся искусством, но не знающих, как и где этим можно заняться.

У вас за плечами невероятный опыт проведения во Владивостоке Международной биеннале визуальных искусств. Как вам и вашей небольшой команде удалось создать такое глобальное мероприятие?

У каждой медали есть две стороны. Последний раз биеннале во Владивостоке проводилась девятнадцать лет назад, в  1998 году, так что можно было учиться на ошибках (шучу). Не надо было убеждать, что подобное мероприятие нужно и профессиональному сообществу, и городу. С другой стороны, последние годы биеннале не проводили, так как ее формат, видимо, оказался нежизнеспособным. У нас было ясное понимание, что нужно изменить, кого пригласить, чтобы мероприятие стало заметным далеко за пределами Владивостока. Если обратиться к опыту успешных биеннале в Венеции, Стамбуле, Шанхае, Екатеринбурге, то мы увидим: эти мероприятия делают репутацию городу. Биеннале ведь не только концентрация выставочных проектов и способ хорошо провести свободное время. Это возможность в профессиональном сообществе обсуждать различные темы. Причем сообщества, принимающие участие, могут быть абсолютно разными. Искусство – то зеркало, в котором отражаются все общественные явления, поэтому естественно и логично говорить о мультидисциплинарном подходе к анализу социальных явлений города, региона, страны и мира. Это еще один инструмент в руках общественных деятелей, чтобы поднимать те или иные важные вопросы для обсуждения. И художник в этом смысле персона номер один, потому что именно его творчество является отправной точкой. В 2017 году в рамках биеннале город посетили многие знаковые персоны. У мероприятия есть все шансы стать самым значимым культурным мероприятием на российской стороне в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Как вам удалось собрать во Владивостоке очень значимых в мире искусства личностей?

Как это часто бывает, люди знакомятся, общаются, кого-то рекомендуют, происходит сотрудничество и рождается результат. Помню, прочитав  письмо куратора Сян Липин, что она включила в основную программу инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых, я не могла поверить! И не одна я. На одной из встреч с экспертным советом директор музея «Артэтаж» Александр Городний уточнил: «Правда ли, что Кабаковы дадут свою инсталляцию?» И буквально через несколько дней Сян Липин написала, что очень сожалеет, но в связи с тем, что Кабаковы готовятся к выставке в Tatemodern в Лондоне, которая организовывалась в сотрудничестве с Третьяковской галереей и Эрмитажем, они не могут заниматься проектом для биеннале во Владивостоке. Это уже дело чести было какое-то. Пришлось задуматься, кого я могу знать лично, кто общался бы с Кабаковыми. И буквально благодаря «одному рукопожатию» начала переписку с Эмилией, которая была невероятно добра, открыта, терпелива и пошла навстречу. Так мы все-таки смогли показать во Владивостоке инсталляцию «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта». К их творчеству можно относиться по-разному, но без них невозможно понять, как развивалось советское и российское искусство второй половины ХХ века.

Чем еще гордитесь?

Мы впервые привезли во Владивосток выставку работ из коллекции Художественного музея провинции Гуандун. На Дальнем Востоке я не припомню выставок из коллекции большого, серьезного, передового китайского музея. Это предмет нашей гордости, что музей согласился привезти столь красивые, мягкие работы известной художницы Чжен Шуан, которая, к слову, является представителем семьи последнего императора Китая Пу И. Особо нужно отметить художественный проект, который впервые был реализован Ольгой Киселевой в соавторстве с ученым Дальневосточного отделения Российской академии наук, сотрудником Приморского океанариума Ольгой Шевченко. Scienceart – популярное направление во всем мире. У нас в городе есть все предпосылки, чтобы это направление стало серьезным инструментом в руках художников, которым важно говорить со зрителем на языке современных технологий, популяризируя к тому же научные знания. Недалеко от здания Приморского океанариума, на Береговой батарее, была сооружена тотальная инсталляция из пяти тысяч фарфоровых чаш. В общественных пространствах города такого еще не было.

Сейчас вы запускаете работу Фонда культурных инициатив…

Да, хотелось бы, чтобы искусства в моей жизни, жизни друзей, знакомых и незнакомых людей было больше. Деятельность фонда будет направлена на популяризацию искусства, творчества художников и в принципе на активную жизнь художественного сообщества. Фонд сосредоточится на выставочных программах, на больших и небольших международных проектах, чтобы жители и гости Владивостока могли знакомиться с творчеством художников из разных уголков мира. Ну и, конечно же, чтобы уголки мира знакомились с творчеством владивостокских художников. Мы уже работаем над учреждением независимой премии в области визуальных видов искусства, которая будет иметь федеральное значение. В процессе – Science Art Video Festival, организованный в сотрудничестве с Дальневосточным отделением Российской академии наук. Одной из его площадок станет Приморский океанариум. Планов достаточно много.

Знакомиться с искусством – это понятно. Но расскажите, зачем людям покупать предметы искусства?

Если мы обратимся к истории, то увидим: искусство принципиально развивалось благодаря заказчикам. Художники когда-то были такими же ремесленниками, как и сапожники, портные и т. д. Но их заказчиками становились, как правило, люди богатые и образованные. Сегодня этот пласт людей – меценатов – возрождается. Помогая художникам финансово, они дают им возможность творить. Есть коллекционеры, которые инвестируют в художественные работы свои средства. Жесткие законы арт-рынка дают гарантии на эти инвестиции. Наблюдая за различными аукционами, мы видим: картины растут в цене. Оговорюсь, что в России арт-рынок пока не сформировался, но это не значит, что русские коллекционеры не инвестируют в искусство. И главное… покупать картины художников в собственный дом – это, на мой взгляд, правило хорошего тона. Если, конечно, есть такая возможность. Картины художников – не про то, сколько стоят холст и краски. Мы говорим про историю. Художник закладывает смыслы, которые важны для нас и будут важны для наших потомков. Это повод говорить о том, кто такой человек, зачем он живет и т. д.  Поэтому хотелось бы, чтобы в частных интерьерах нашего города настоящего искусства становилось больше.

Стоит ли прибегать к услугам искусствоведа / арт-консультанта в таком деликатном деле, как приобретение картины в дом?

Смотря какие цели и задачи преследует потенциальный покупатель. У некоторых людей сформировалось мнение, что единственный критерий при выборе картины – «нравится – не нравится». Невозможно сказать, плохо это или хорошо, потому что это мнение человека, ему с картиной жить. Но, конечно, если человек ценит качество в правильном его понимании, то будет обращаться к профессионалам. Именно они могут помочь ему раскрыть те или иные качества художника, более того, могут обратить внимание на какие-то периоды жизни художника, а потом в принципе могут раскрыть других художников, которые были вне зоны видимости человека, поскольку он не из художественной среды. Искусствовед может помочь сформировать хорошую, чистую, яркую коллекцию, способную стать жемчужиной среди обладаемых предметов.

Какая работа из вашей личной коллекции для вас особенно ценна?

Мне сложно сказать. Для меня каждая картина обладает чем-то особенным и уникальным, радует меня и где-то тешит самолюбие, что принадлежит именно мне. Но невозможно купить все, учитывая, что я почти ежедневно имею дело с произведениями искусства.

При неограниченном бюджете какая бы картина обязательно появилась в вашем доме?

Эта картина в любом случае не появилась бы у меня дома, потому что она находится в Метрополитен-музее. "Пейзаж" Климта. Одна из немногих картин, которая вызывает во мне медитативные чувства – хочется погружаться, абстрагироваться… Она дает мне заряд энергии, это на уровне чувств – необъяснимо. Вдохновляет. Вызывает желание жить. Идти вперед. Творчество Климта может стать темой еще одного интервью!  

 

Консультации во Владивостоке по тел. 8-914-701-77-77

 

Текст: Юлия Удовенко; фото: Анатолий Озарто; макияж: Екатерина Тукмакова; прическа: Анна Нельга; локация PhotonL

Благодарим магазин Bright Style за помощь в организации фотосессии.