Гаэтано Пеше. Комментарий реального мира

Где живет творческое вдохновение? Пожалуй, Гаэтано Пеше знает ответ на этот вопрос. Его профессия позволяет ему много путешествовать по миру, вдохновляясь… реальностью всего происходящего. Культовая фигура мирового дизайна, архитектор, теоретик и педагог черпает стимул и идеи  для творчества в окружающем его мире…

Он считает, что предназначение дизайна (и его назначение в будущем) – улучшать психологическое состояние человека, делать его жизнь не только удобной, но и радостной.  Не согласиться – невозможно! Ведь все мы думаем так же, только… не всегда способны выразить свои мысли словами: «Традиционная мебель несет в себе такие несомненные ценности, как удобство, комфорт и  практичность.  Мои же предметы помимо перечисленного несут некое послание  -  чувство, которое передается владельцу. Нетрадиционная мебель позволяет людям раскрыться, в ней заключен… контакт, ощущения. Предметы должны улучшать нашу жизнь, добавлять ей больше тепла, больше цвета, больше эмоций. Мне кажется, чем больше этим наделен предмет, тем лучше… для всех нас.»

Кто бы спорил…

Не угнетайте женщину!  

Дизайнер Гаэтано Пеше родился в 1939-ом году в небольшом итальянском городке Специя. В двадцать лет «определился» с профессиональным направлением в жизни – решил, что будет изучать в университете Венеции архитектуру и промышленный дизайн. И не прогадал. С 1962-го года маэстро занимается проектированием мебели. Он работал в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Америке, Бразилии и – более чем успешно.

Специалисты в один голос утверждают, что Гаэтано Пеше еще сорок лет назад придумывал то, что и сейчас кажется фантастикой. Кстати, первый успех – и международная известность   –  к Гаэтано Пеше пришли вместе с созданием  пенополиуретанового кресла под названием UP 5  для компании C&B Italia. Резиновое надувное кресло напоминало круглые женские колени, а мяч, одновременно служивший и пуфиком, и подставкой для ног, прикреплялся к креслу шнуром и при ударе отлетал на небольшое расстояние. «Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей самой себя, - рассуждал Гаэтано. - Мне так понравилась идея придать креслу форму женского тела с мячом у ног… Это традиционный образ пленника». Забавно, что эти кресла поступали к покупателям  в сплющенном виде, но при вскрытии упаковки начинали – прямо  на глазах! - обретать форму и объем, подвергая людей в состояние веселой паники.

Предложения  «быть проще», обращенные к дизайнерам интерьеров, а также «относиться к создаваемым ими объектам как ко взрослым игрушкам» превратило недавнего выпускника Венецианского университета в мировую знаменитость, а кресла UP стали своего рода эмблемой триумфального прорыва сквозь заслоны академического дизайна.

О времени и о себе

Кстати, спустя почти сорок лет  мебельная фабрика В&B Italia выкупила у Гаэтано Пеше авторские права на серию UP и возобновила  производство кресел теперь уже под названием «UP 2000». Но Гаэтано Пеше это интересует постольку – поскольку. В дизайне его привлекает только то, что открывает дорогу в будущее – принципиально иные формы, материалы, идеи. «Время идет безостановочно, и пока вы думаете: «Будущее...», проходит время, и будущее уже становится прошлым. Не стоит думать о времени. Время движется, оно все время разное. Так почему же мы должны быть окружены одинаковыми вещами?»   – вопрошает Пеше. И каждый созданный им предмет подтверждает кредо дизайнера.

«Все дизайнерские работы Гаэтано Пеше отличаются особой чувственностью, присутствием некоторой доли провокации и зачастую - политического подтекста, - пишут модные критики. -  Творческий метод дизайнера характеризуется использованием богатой цветовой палитры, активным применением синтетических материалов - пенополиуретана, пластика, силикона - в сочетании с деревом, металлом и папье-маше, созданием        дизайнерских объектов из дешевых материалов - папье-маше, использованной бумаги и т. д).»  

Гаэтано – любитель  создавать коллекции, главная цель которых - подчеркнуть индивидуальность каждого экземпляра, его непохожесть его на другие объекты той же серии: «Я стараюсь показать, что никто в мире, ни один дизайнер не может создать совершенный предмет идеальной формы или окраски. Да и не бывает ничего идеального. Достоинство каждого предмета  - в его ошибках. А достоинство коллекции в целом – в том, что все вещи по-своему красивы.»

Истории на языке дизайна

Когда-то давно, тридцать с лишним лет назад,  Гаэтано  Пеше представил проект гипотетического подземного города, якобы возникшего в «Период великого загрязнения» после 2000-го года и найденного археологами где-то примерно в 3000-ом году. Публику впечатлило… А на поверку оказалось, что все… гораздо реальнее, чем когда-то рисовали фантазии дизайнера. Тем не менее, отличительная черта Пеше – он находится в постоянном движении, не замечая, что уже давно оставил позади своих коллег-дизайнеров, мебельную моду и вообще… окружающий мир. Себя и тех, кто работает с ним, он называет «сумасшедшими архитекторами». Возможно. Кто еще может создать, например, софу, напоминающую вид города, где живет Пеше, стулья и столы из расплавленного пластика, коллекцию мебели под символическим названием «Ничто не совершенно»…

Дизайнер и философ, Гаэтано Пеше не боится экспериментировать. И каждая его работа — это отдельная история, рассказанная на языке дизайна. Думающих людей он приглашает поразмышлять, прочим же предлагает просто забавную игру, которая никогда не наскучит.

А критики не смолкают:  «Несмотря на ясность и своеобразную гладкость творческой карьеры Пеше, а также его безоговорочное признание во всем мире, фигура мастера окружена аурой загадочности, свойственной явлению, которое больше своего времени, а потому не может быть в полной мере понято и оценено.»  Он, в принципе, согласен с такой формулировкой… Почему бы и нет?

Московские фантазии

А лет семь назад Гаэтано Пеше создал инсталляцию «Московская комната», представив, какой могла бы быть комната в отеле в столице России, если бы в ней максимально ярко были выражены индивидуальность Москвы, ее природа и энергетика. Считая этот город «местом сосредоточения огромной энергии, городом будущего», Пеше придумал вот что…

«Я создавал «Московскую комнату» с наслаждением. Это, пожалуй,  единственная комната, в которой я сам хотел бы остановиться. Она очень радостная и оптимистичная. И очень сексуальная.»

«Московская комната» появилась в гостинице «Москва»: орнамент из значков «серп и молот» - красных на белом фоне - в качестве напольного покрытия,  силиконовые лампы в форме луковиц церквей; диван, состоящий из «мужского торса» и «женской спины»,  покрывало, изображающее карту Москвы, с вкраплениями фотопортретов Путина и Сталина, красные стены,  унитаз с аксессуарами в форме женских губ… Такая она, комната, передающая настроение самого главного города России.

«Глобализация, имеющая место в мире, хороша для экономики, финансов, политики, потому что, если везде демократия – это здорово, - рассуждает Гаэтано Пеше. - Что в глобализации плохо, так это тенденция пренебрегать различиями мировых культур. Мне хочется создать пространство, отвечающее своеобразию места, – как «Московская комната». Или создать пространство, которое могло бы стать портретом человека. Но не в отношении стиля, а с точки зрения психологической характеристики… Например, если человек радостный – и пространство должно быть радостным. А если он грустит или подавлен, пространство должно вернуть хорошее настроение благодаря цвету, свету. Вот что мы должны делать сегодня…»

Дизайнер часто выступает с лекциями во многих университетах Америки и Европы. И завершает их, как правило, своей коронной фразой:  «Я верю, что хороший дизайн  - это комментарий сегодняшней жизни. Это не просто выражение формы и стиля, а то, что происходит в каждодневной жизни. Это комментарий реального мира».

Без комментариев!..

 

Текст: Марина Царева  

Декабрь 2009

Облако тегов: