Как стать русской гейшей

Там, где она ступала, поднимались травы и распускались розы, анемоны, фиалки, нарциссы, лилии… С первого взгляда она пленяла целомудренной красотой идеально правильных черт лица, очаровывала ясным спокойствием и поэтической одухотворенностью, рождала чувство светлой гармонии, подсказывала, какой чистоты и нравственного совершенства может достичь человек. Где бы богиня Венера ни появлялась, ее красоте поклонялись все: и боги, и люди, и даже звери. В 1820-ом году на острове Милос совершенно случайно была обнаружена ее статуя - на века воплощенный в мраморе идеал женской красоты и женственности. Но на другом конце земли, в Стране восходящего солнца, об этом ничего не знали. Там воплощением идеала была и остается гейша.

Что бы вы раньше ни слышали о гейшах, судя по произведениям японских философов и поэтов, эти белоликие нимфы - существа мифические, скрывающиеся в царстве прекрасных цветов, среди хрупких и нежных бутонов сакуры и трогательных лепестков хризантем. Они являют собой мечту и фантазии благородных японских воинов. Изящные, словно фарфоровые статуэтки, кокетливые, остроумные и необыкновенно эротичные гейши как будто специально созданы для мужчины, чтобы подчеркнуть его собственную исключительность, его значимость и неповторимость. Что это, искусный обман? Или все же идеальные женщины существуют?

Не женское это дело?

В средневековой Японии были выделены отдельные районы – Есивара (веселый квартал), где любой скучающий японец, прогуливаясь, мог выбрать себе девушку. Фактически, впрочем, необходимость выбора возникала редко. Смена девушки не поощрялась, рекомендовалось, один раз выбрав себе девушку - юдзе, «придерживаться» ее. Выбор оформлялся полуофициальным договором, и, чтобы со временем сменить юдзе на ее коллегу, требовалось получить согласие обеих. Девушка становилась как бы второй, или «временной», женой клиента. Договоры заключались и фактическое «обслуживание» происходило в чайных домика.

Но все же большую часть времени в Есивара мужчины проводили не за занятиями сексом, а за чашками саке, танцами, песнями и весельем. Собственно, именно этого им не хватало дома, где отношения между супругами были строго кодифицированы, а излишняя веселость могла сказаться на авторитете. Поэтому, кроме юдзе, в кварталах Есивара работали мужчины- «заводилы», совмещавшие функции массовика-затейника, тамады и аккомпаниатора пьяных песен. Их называли гэйся - «человек искусства, искусный мастер развлечения», а также хокэн - «шуты». Это были молодые бойкие юноши с красивой внешностью. Их приглашали и на веселые празднества в богатые дома, где они играли на различных музыкальных инструментах, танцевали национальные танцы, рассказывали веселые анекдоты и сказки...

Но нет такой мужской профессии, которую не освоила бы женщина! И в 1761 году на сцене появляется первая профессиональная женщина-гейша. Ее имя – Касэн-сан из дома Окия, и свою карьеру она начинала, как ни странно, юдзе. У нее был необыкновенный талант к пению и танцам.  И девушка решила добиться большего, чем удовлетворение мужской похоти, - для оплаты угла и еды. Добиться самостоятельности и твердого положения в обществе – на это нужны сила духа и упорство. Все это имелось в наличии у бывшей жрицы любви, и она доказала, что женщина может состояться даже в средневековом обществе.

Уже к началу XIX века термин «гэйся» стал обозначением исключительно женской профессии. Основным достоинством гейш-женщин с самого начала считалось привлечение клиента остроумием и умением поддерживать любую тему разговора. Вряд ли богатые клиенты ждали этого от мужчин-гейш: беседовать с умной и веселой женщиной было намного интереснее, а главное – это было ново, необычно и… будоражило воображение!

Я узнаю тебя из тысячи?

Руководили гейшами «матушки» (ока-сан), а сами они называли друг друга сестрами. Старшими считались не те гейши, кто старше по возрасту, а те, которые дольше занимались этой работой. Районы, в которых жили общины гейш, назывались ханамати - «цветочные улицы». Для обитательниц ханамати, в первую очередь, важно было иметь гибкое тело, трезвый ум и сильный характер, чтобы научиться всему, что необходимо. Обладая красивой внешностью, но при этом не имея способностей и интеллекта, гейша не могла добиться успеха. Вот почему воспитание девочек внутри «цветочной» среды всегда приносило желаемые плоды: уже к двенадцати годам можно было понять, станет девочка гейшей или ее удел - уборка и прислуживание.

Гейши-ученицы назывались майко. Учились они методом «минарай» - «наблюдение и участие». В первую очередь майко учились правильно краситься, одеваться, ходить, танцевать, играть и петь, проводя за уроками по двенадцать часов в сутки.

Макияж майко заслуживает отдельного внимания, ведь каждый штрих кисти и используемая гамма цветов должны были не только подчеркнуть красоту японской богини, но и символизировать все чаянья и грезы мужчины, утомленного серыми буднями. Обычно искусство и технику нанесения макияжа майко заимствовала у гейши, которая взяла ее в младшие сестры. Макияж был обильным и покрывал все лицо, скрывая недостатки и делая гейшу похожей на фарфоровое изделие. Фарфоровая белизна достигалась путем больших усилий: сначала на лицо наносился слой крема, потом надо было втирать воск для матовости, а потом еще посыпать лицо пудрой из свинца и соловьиного помета. И уже поверх получившейся белой маски «рисовалось» знаменитое лицо гейши.

Учитывая, что глаза - наиболее выразительная часть женского лица, гейша и майко уделяли им особое внимание, совершенно никак не выделяя ресницы. Вместо этого акцент делался на подводке глаз, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Чем опытнее была гейша, тем скромнее она выглядела внешне: макияж становился проще и естественнее, кимоно - более спокойных тонов. Ничто не должно было отвлекать внимание от ее искусства!

Отличительной особенностью облика гейши были брови. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала.

Не менее важная роль отводится в макияже гейши и губам, поэтому они покрывались интенсивным оттенком ало-красного или малинового. Помады изготавливались из лепестков роз и шафрана. Кристаллический сахар, расплавленный и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. Идеальным считался маленький рот со сложенными как бы для поцелуя губами. Плакать, потеть от волнения, покрываться нервной испариной при таком макияже строго запрещалось - кукольная красота могла просто-напросто потечь!..

Красивая и умная

Хотя гейши одевались гораздо скромнее куртизанок, их считали законодательницами моды. Для того чтобы гейш не могли спутать с юдзе, женщины-цветы выработали свой особенный имидж и стиль. Традиционный оби (пояс) гейши повязывали красивым узлом на спине, а у юдзе он завязывался впереди – женщине, несколько раз за день снимающей кимоно, ни к чему было тратить время на завязывание пояса сзади. Гейшу никогда не должны были заметить в одном и том же кимоно несколько раз подряд. Цвет, «модель» и стиль кимоно зависели от времени года и ситуации. На его изготовление уходило до трех лет из-за сложной вышивки. Само кимоно не кроили и не шили, это был и есть цельный кусок ткани, который оборачивают вокруг тела и закрепляют с помощью нескольких поясов. У майко, как и у гейш, ворот кимоно традиционно был приспущен сзади, обнажая затылок - самую эрогенную зону, по мнению японцев.

Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности. Эта процедура проходила практически как обряд, называлась мидзу-агэ, а совершал ее один из пожилых и уважаемых клиентов ханамати. После обряда интимные встречи не входили в прейскурант услуг гейши. Для этого хватало обитательниц «веселых кварталов», кишащих всеми видами продажной любви, да и правительственной лицензии на это гейши не имели. Если гейша и отдавалась кому-либо, то происходило это исключительно по ее воле и являлось частью личной жизни, а не профессии.

В отличие от юдзе, гейши работали не только и не столько в «веселых кварталах». Они приходили по вызовам всюду, где мужчины собирались на дружеские вечеринки: шутили, читали стихи, пели песни, танцевали, аккомпанировали мужскому пению, организовывали немудреные, но веселые групповые игры. Гейши обладали талантом создавать атмосферу, в которой слова «время», «некогда», «торопиться» переставали существовать. Время останавливалось, никуда не надо было бежать, и решать тоже ничего было не нужно. Только наслаждаться. Гейша могла поддержать беседу на любую тему, на которую хотелось поговорить клиенту, будь то средневековая поэзия или торговые сделки, отлично разбиралась в литературе, поэзии, истории, общественной жизни своей страны. В то же время она была хранительницей секретов. В ее присутствии финансисты и политики спокойно обсуждали секретную информацию, зная, что гейша настолько же хорошо умеет молчать, как и говорить.

Цветок каменных джунглей

Феномен гейш в том, что в отличие, например, от гетер, они до сих пор является частью настоящего. Секрет же их, скорее всего, кроется в гармонии - гармонии жестов, голоса и пространства, - всего того, с помощью чего гейша становится прямой противоположностью мужчине. С зарождением такой гармонии отношения женщины и мужчины преобразуются, возвращаются к своим истокам, когда Он олицетворял собой силу и мужество, а Она – нежность и поддержку. Кроткая, податливая и в то же время полная изобретательности и предупредительности, гейша является непревзойденной в искусстве возвысить мужчину. В ее силах показать мужчине его талант, индивидуальность, подчеркнуть его редкие качества, которых ни жена, ни коллеги скорей всего не замечают, а если и замечают, то не выделяют. Они дают именно то, что так необходимо, так нужно человеку на его непростом жизненном пути. Никакой центр релаксации, никакая психотерапия и тибетские методики не дадут такой уверенности в себе и своих силах, какую обретает мужчина после желанного общения с женщиной.

Мужчина рожден, чтобы любить женщину, а женщина – чтобы отдавать свою любовь. Тысячи лет назад все было так просто и бесхитростно. Прошло время, и исчезла простота в человеческих отношениях. И люди вынуждены идти на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы вернуть ушедшую простоту. Гейши – это тоже уловка, прекрасная, желанная, дорогая и нужная уловка. Маленькие хитрости маленьких женщин выросли в большой и прибыльный бизнес. Мудрость японских красавиц проявилась в том, что они не только получили право зарабатывать огромные деньги, заслужили почёт, уважение и восхищение всего мира, но и избежали гендерных конфликтов, неизменно сопутствующих всем женщинам, шагнувшим в мир больших капиталов и инвестиций.

Под таким углом зрения на чужую культуру, согласитесь, так и хочется перевоплотиться в «уловку», растворяющую жизнь в гармонии с самой собой и окружающей реальностью. Казалось бы, не так много и надо для этого…

1. Обратить внимание на свою внешность.

По сути, притяжение к привлекательным лицам встроено в нашу психологию и не зависит от культурных корней, поэтому очень просто, зная основные моменты, что-то скорректировать. Для того, чтобы женское лицо можно было назвать очаровательным, существует классическая непререкаемая формула – оно должно быть детским. Согласно макияжу гейш важно выделить глаза, брови и губы. На протяжении нескольких тысячелетий в разных культурах губная помада была красного цвета. В состоянии сексуального возбуждения губы наполняются кровью. Это явление называется «генитальным эхом». Оно посылает мощный сексуальный сигнал мужчине, буквально приковывая внимание к их обладательнице. Губная помада только подчеркивает эффект генитального эха.

Макияж глаз визуально увеличивает их, придавая взгляду опять же детское выражение. Если у женщины глаза выглядят крупнее нижней части лица, мужчина подсознательно стремится ее защитить. Но если макияжу вас может научить визажист, хороший парикмахер сделает «вашу» прическу, а в магазине одежды консультанты подберут стильные комплекты, то сделать из вас интересного собеседника под силу только вам самим.

2. Обратить внимание на свои личные качества.

Станьте по-настоящему интересным человеком, и никто не обратит на физические недостатки внимания. Давно ли вы… перечитывали сборник рассказов Антона Павловича Чехова? Например, «Розовой чулок». Назидательно и… прекрасный повод ненавязчиво блеснуть эрудицией. Антону Павловичу мы вообще должны быть безмерно благодарны за огромное количество описанных им жизненных ситуаций. Читайте, делитесь наблюдениями – мужчинам нужен собеседник. И слушайте. Умение слушать - великий талант. Современным женщинам очень не хватает этой способности. Нам всегда некогда, всегда решаются какие-то проблемы, что-то происходит, мы делимся новостями на ходу или наоборот отмалчиваемся из-за усталости в то время, когда мужчине, наконец-то, захотелось выговориться. Как гейша, словно опытный психолог, для каждого гостя находит подходящую тему для беседы, предлагает музыку по вкусу, танец, который может понравиться только ему, так и вы научитесь мужчине показывать его значимость.

Вы читаете в книгах, что гейша с ее набеленным лицом и алыми губами - живое произведение искусства, воплощение женственности? На самом деле, это женщина - интеллигентная, разговорчивая, талантливая и сексуальная, таящая в себе то очарование, которое так привлекает мужчин. И стать ею совсем не сложно…

Текст: Юлия Глебова

Май, 2009

Облако тегов: