Капитан, улыбнитесь…

Она была знаменита. Она до сих пор известна миру, больше чем миллионы других женщин.  Не  богатством и властью, не  тщеславием и интригами, но повседневным, упорным и мужественным трудом.  А ещё тем что была первая там, где до этого женщинам места не было и обеспечивать его им никто не собирался. Она была капитаном дальнего плавания. Она была женщиной. И в тот момент когда эти две составляющие встретились  - она стала легендой. 

Анна Щетинина родилась в 1908 году,  во Владивостоке на железнодорожной станции с многообещающим названием Океанская. В своих книгах она часто обращается к деству, вспоминая как ходили за грибами в окрестные леса, или как  купались в чистом и ароматном Амурском заливе. Она выросла в бедной семье и если революция чем то может быть оправдана, то только тем, что такие дети как Анна получили  доступ к образованию, на что  при прежнем режиме не всегда могли расчитывать.  Во Владивостокском морском техникуме Щетинина училась на судоводительском  факультете, подрабатывая санитаркой. Она была честна и трудолюбива и очень хотела получить диплом, прикладывая для достижения своей цели все силы которые были.

В нашем замечательном городе многие понимают про море, из рассказов пап  и мам черпая представления о непростой но увлекательной жизни моряка. Но даже наслушавшись морских легенд и рассказов, сложно представить себе как  Щетинина смогла пройти путь от матроса до капитана за 6! лет. Как? Это какую силу воли и выдержку нужно иметь, что бы в постоянном противостоянии стереотипам, в противоборстве со снобизмом и предрассудками, суметь ежедневно доказывать что ты можешь и имеешь право достигнуть своей мечты. Она хотела быть капитаном и она им стала. Ей было 28 лет. Первый рейс Щетининой уже стал легендой. Есть версии, что пароход “Чавыча”, который она перегоняла из Гамбурга во Владивосток, ей подарил лично президент Соединённых Штатов Америки. Дескать Анна Ивановна просто передарила его Советскому правительству, чем проявила гражданскую позицию и преданность стране. Красиво, не правда ли? На самом деле, кто, кому и что подарил, не так уж и важно. Вы просто себе представьте картину, как в океане, через шторма, бури и льды, пароход ведёт девушка которой нет и 30 лет. Рассказывают, что когда “Чавычу” зажало льдами и она встала на неопределённое время “на мертво”, Щетинина заставила расчистить вокруг парохода каток и обязала весь экипаж кататься на коньках. Что бы не “кисли” и не нервничали. А после, выдумала театр в котором сама была режиссёром и раздав каждому члену экипажа роли, ставила с ними спектакли тем самым помогая не бояться. А ещё она до самой смерти помнила по именам всех кто с ней когда то работал. По имени и по отчеству. Уже будучи почтенной и всемирно известной, она преподавала в ДВИММу для заочников, которыми как правило были опытные капитаны не сумевшие в войну получить высшее образование и пришедшие за ним в институт в 70-х будучи уже опытными и маститыми. Анна Ивановна ругала своих ассистентов за то что позволяют себе не знать имени “студентов”. А аргумент знаете какой? “Капитан  - достоин того, то бы его  звали по имени отчеству”. Говорят она всегда была такой. Требовательной, доброй, порядочной и справедливой. Уважаемая всем миром, приветствуемая президентами и королями, она всегда была скромна и вежлива с каждым. Кого встречала. После того как она привела “Чавычу” во Владивосток, весь мир захлёбывался хвалебными и восторженными статьями об отважной советской женщине сумевшей стать капитаном. Она не загордилась не на секунду.  Она вообще не страдала гордыней, всегда оставаясь сдержанной и объективной. Уже в расцвете своей карьеры, когда иной почивал бы на лаврах, пожинал бы плоды успеха. Щетинина говорила: “Капитаном быть тяжело, это требует труда. И если я сегодня стою на капитанском мостике, то каждый матрос знает что я явилась не из пены морской”

Война, как в случае со многими, проявила в Щетининой лучшие и самые сильные качества. Она застала её на Балтике, куда Анна Ивановна поехала за высшим образованием. Получив распределение на новое место работы,  она встала  за штурвал и  руководила уже не просто  пароходами, а целыми караванами. Кстати сказать, ей довелось вернуть на Родину вывезенные фашистами сокровища из Петродворца. Когда Щетинину командировали на Дальний Восток она возглавила  знаменитые «Огненные рейсы», доставляя  грузы из мирных и благополучных Соединённых Штатов в разрушенный и истерзанный войной Советский Союз. Уворачивалась от бомбёжек, находя безопасные пути прохода в родные порты, теряла друзей, видела смерть. Она справлялась с тем, с чем не просто справиться даже самым сильным. Она всегда была сильнее. Анна Щетинина говаривала в запале, что искренне верит – женщинам не место на капитанском мостике. Тем не менее, сама на протяжении десятков лет стояла у штурвала  и бороздила океаны. Она не обманывала. Она знала - подобная участь не для женщин, не для тех кому по судьбе предназначено жить по другому. Не нужно иллюзий, не уместна надуманная романтика, мечты о дальних походах лишние и ненужные, если вы не готовы пожертвовать всем ради своей настоящей, подлинной цели. Щетинина мечтала, она искренне хотела стать капитаном, и она им стала. Не выйдя замуж и не родив детей. Не поменяв аплодисменты нью-йоркского истеблишмента .на простое женское счастье. Но грустно улыбаясь и  утопая во внимании первейших людей планеты, радуясь, что всё  в её жизни получилось. Она наверняка знала что непередаваемое словами, неземное удовольствие, что она испытывает  стоя за штурвалом - имеет цену. По разным причинам, она выбрала её заплатить, поменяв радость материнства на командование экипажем. Многие вспоминают, что работая с ней, один-два рейса, или просто встречаясь на секунду, испытывали  на себе невероятную доброту  Анны Ивановны,  почти материнскую нежность и это правда. Она не просила наград, хоть и имела их достаточно. Она не страдала тщеславием, отдавая профессии всё что у неё было.

По правде сказать, глядя на её жизнь сегодня, понимаешь, что признать за ней первенство, это не признать ничего. Женщин-капитанов немного и сейчас, хотя они волей или не волей являются продолжателями или подражателями Щетининой.  В то безумное и невероятно жестокое время в которое ей пришлось жить, она не изменила ни себе ни стране, которую искренне любила и ради которой жила. Такие люди как Щетинина сегодня не то что бы не актуальны, просто многим сейчас слабо. Даже на самом бытовом, примитивном уровне. Все ведь боятся разговоров на чистоту. Тем более если это разговоры с самими собой. Зачем разговаривать, если есть стереотипы? Всё итак понятно?

По большому счёту, что у неё, что у Терешковой отправляющейся в Космос кроме своей мечты, было осознание того,  что её нужно чем-то оплатить и мужество от этой платы не отказаться.  Это что то очень подлинное, что то,  что очень хорошо понимают люди в море, по полгода  живущие в тяжелейшей работе. Там не обманешь, там не соврёшь. И множество женщин пойдя по пути Щетининой через год забирали свои мечты обратно. Потому что тяжело. Простого хочется, понятного. Ради подвига не всякий решится жить.

Анна Щетинина умерла в девяносто лет. Сегодня её имя есть на карте Амурского залива, в городе назван в честь неё сквер и даже целая школа. Городская администрация обещает назвать в честь неё авеню, которое появиться в процессе строек АТЭС. На Морском кладбище стоит памятник в виде открытого атласа, бюста Анны Ивановны и  всего лишь слов : «Капитан Анна». Под этим простым именем её знали почти во всех портах мира. Под этим именем она прославляла, сама того не зная, страну, время и город в котором прожила до самой смерти и почётным гражданином которого она до сих пор  является.

Анна Щетинина, для нас не просто банальный пример человеческой силы и мужества, она ещё и главный и основной PR-агент города, она прославила его  даже в самых отдалённых закоулках нашей необъятной Планеты. И в каждом даже самом маленьком порту, в тот день когда швартовалось её судно, говорили:  «Капитан Анна пришла».               

Дорогого стоит, не правда ли?

Спасибо ей  за это. И спасибо за то, что не сдалась. Этого ждали многие, но слава Богу этого не случилось.

С праздником!!!

Текст: Виктор Шалай

Март, 2009

Облако тегов: