Карим Рашид. Дизайнер Вселенной

Карим Рашид – самый известный в Америке, самый продаваемый в мире и самый непредсказуемый дизайнер современности. В его арсенале две с половиной тысячи ярких предметов и восемьсот различных объектов, 54 премии в области дизайна, авторство архитектурных и производственных проектов. Но, говоря о самом любимом своем творении, он уже давно и неизменно повторяет, что это - сотворение женщины!

Оригинальная форма и сочные цвета – визитная карточка неподражаемого Карима Рашида, который терпеть не может слов «классика» и «массовость». Ему наплевать на вещи материальные. Он ценит только «искусство и человека». Поэтому Карим проектирует все - от посуды до отелей, стараясь при этом каждую вещь сделать максимально полезной. К примеру, пластиковые шахматы, которые никогда не падают (они вставлены в специальные лунки), помады в конусообразных корпусах (их невозможно опрокинуть). Он придумывает мебель, светильники, посуду, бутылки для жидкого мыла, парфюмерные флаконы, упаковки для косметики, одежду, драгоценности, часы, игрушки… Его эстетика очень проста: забыть о стиле, думать об удобстве. Вместо материальной роскоши Рашид предлагает роскошь свободы (обязательно с использованием новейших технологий). И это одна из ключевых идей дизайнера. Каждая вещь или решение должны быть удобными, дешевыми и высокотехнологичными.

Сын школьной учительницы и профессора искусств, Карим Рашид начал делать свои первые дизайн-наброски еще в пять лет. Его привлекало все: радио, очки, обувь, чемоданы... Вероятно, дизайн с самого начала был частью структуры его ДНК...

Карим - настоящий космополит. Родился в Каире, жил в Великобритании, окончил Университет промышленного дизайна Carleton в Канаде, прошел стажировку в Италии, а в 1993 году открыл свою мастерскую в Нью-Йорке. Сейчас в мире каждый месяц проходят две его выставки и около десятка лекций. Только за последние десять лет он получил около тридцати наград в области промышленного дизайна.

Ему интересно проектировать все, что «влияет на наше самочувствие: автомобили, самолеты, одежду, роботов, дома». Максимально продуманы и его интерьеры – в них все рационально. Но при этом его конструкции, будь то мебель или флаконы для парфюмерии, больше похожи на предметы обихода из далекого будущего. Сам Карим считает, что его футуризм - это смелая попытка соединить виртуальный мир с реальным, хай-тек с природой, физическое с социальным. О своих смелых, на первый взгляд, фантастических интерьерах он говорит, что так «старается максимально приблизить их (интерьеры) к потребностям сегодняшнего человека. Мы ведь все больше живем в виртуальном пространстве, и наш физический мир приобретает от этого иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами».

Он считает, что «отрицать хай-тек - значит, отрицать современный образ жизни. А человек, однажды поживший в его интерьере, уже никогда не сможет вернуться в традиционную обстановку:  дизайн от Карима Рашида раз и навсегда покажет ему, что такие простые и прагматичные вещи как окно с правильно падающим светом, или особая высота потолка, или многофункциональная мебель - жизненно необходимы. Правда, дизайнер осознает, что окончательный переход к предложенной им среде обитания - это дело будущего.

Действительно, сегодня фантазии дизайнера понимают не все заказчики. Показателен случай с бутиком для итальянского модельера Джорджио Армани. Карим Рашид предложил, чтобы в магазине не было никакой одежды и мебели, только голые стены-экраны. По замыслу дизайнера, на этих экранах должны были маршировать манекенщицы в моделях от Armani. Но и это еще не все! Потенциального покупателя должны были сканировать и, как в компьютерной игре, виртуальным образом примеряя на него понравившуюся одежду. Примерку при желании можно было бы продолжить у себя дома, получив дискету с программой. Армани не согласился на пустой магазин, он хотел повесить там хотя бы немного одежды,  но Карим Рашид не согласился. Увы, они  так и не договорились.

Но это скорее исключение, чем правило. Среди крупных реализованных проектов Карима - интерьеры ресторанов в Нью-Йорке, гостиниц в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, нескольких магазинов в Европе. При этом маэстро разрабатывает как общий стиль интерьера, так и стиль каждой его даже небольшой детали. Так, проектируя отель semiramis в Афинах, он охватил все: от архитектуры и интерьеров до формы персонала и флаконов для шампуня. Все воплощено в типичной цветовой рашидовской гамме: белый оттенен зеленым лаймом, оранжевым, желтым, розовым. Вокруг - полимерные полы, цветное стекло, стеклянная плитка, множество медиапроекций, беспроводных устройств и прочих электронных новаций...

Вообще, Карима Рашида очень интересует дизайн нашей среды обитания - в широчайшем смысле. Можно сказать, что он занимается дизайном Вселенной, в которой нам не то посчастливилось, не то сильно не повезло жить. А если вспомнить, что английское слово design происходит от латинского designatio – «предначертание, предназначение», то получается, что Карим Рашид - не художник, а скорее… пророк. При этом он ничего не боится и никуда не оглядывается, считая своим домом весь мир. Он даже сделал на теле двенадцать татуировок – «привез» по одной из каждой страны, где работал.

Его не устраивают неудобные и громоздкие кресла в Боинге и кредитная карта, которую можно провести только одной стороной. Рашид придумал карту с двумя полосами, так что можно не задумываться о том, как ее поворачивать. Впрочем, и сама кредитка, по его мнению, совсем ни к чему. «Я хочу, чтобы моими деньгами, паспортом и страховкой  были отпечатки моих пальцев. Это означает, что мне больше не понадобятся карманы».

Следующие намерения Карима Рашида – поставить компьютерные достижения на службу конкретного человека. Он уверен, что новые технологии сделают повседневность удобной, удобство красивым, а красоту - доступной…

Для продвинутых ценителей

Профессор филадельфского университета Искусств Карим Рашид работал со многими именитыми клиентами: Prada, Edra, Foscarini, ZeroDisegno, Method Home, Issey Miyake, Totem, Pure Design, Zeritalia, Fasem, Guzzini, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Giorgio Armani, Sony, Magis, Leonardo, Zanotta, Maybelline, Yahoo, George Kovacs, Citibank, Nienkamper, YSL и др.  Среди клиентов Карима - ведущие модельеры, парфюмеры, музыканты, политики. Но чтобы купить чайник, стул, вазу или настольную лампу от Рашида, не обязательно быть миллионером. Для дизайнера мировой величины многие его вещи стоят не так уж дорого (стул - $49, настольная лампа - $75, кухонный стол с табуретками - чуть больше $1000) и при ближайшем рассмотрении выглядят просто как IKEA для продвинутых…

Текст: Ирина Черных

Март, 2009

Облако тегов: