Страна Воображалия

Детская фантазия обычно не знает границ. Но если трогательные выдумки трех-четырехлетнего малыша вызывают умиление, то «байки» школьника могут запросто вывести из себя. С одной стороны, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребенка творческой личностью и развить в нем способность к фантазии. С другой – важно, чтобы полет воображения не мешал вовремя опускаться на землю, разделяя реальность от вымышленного мира. Где же та грань, за которой творческие способности растворяются во внутренних проблемах ребенка, подталкивая его ко лжи и обману?

Гения, одаренного человека или даже просто творческую личность, скорее всего, отличает возможность увидеть «проблему» с другой стороны, найти нетривиальное решение, преодолевать запутанные жизненные коллизии быстро и нестандартно. Казалось бы, это так мало, но иногда воображения бывает достаточно, чтобы вся жизнь повернулась по-другому. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе и развитии с самого детства. Ведь способность детей придумывать напрямую связана с уровнем их интеллекта: чем он выше, тем больше развита у ребенка фантазия. Однако зависимость здесь двусторонняя, поэтому повлиять на интеллектуальное развитие малыша можно и через развитие фантазии тоже.

Игра воображения

Что же такое воображение? Это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект или предмет, удерживать его образ в сознании и мысленно манипулировать им. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Например, когда ребенок рассказывает о том, что у бабушки в деревне во дворе живет пес Барбос, и он действительно там живет, безусловно, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что в будке калачиком свернулся дракоша Гоша, то это образ воображения.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов.

Итак, у новорожденного ребенка воображения нет вообще. Активно фантазия начинает развиваться только после двух с половиной - трех лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил свой первый период жизни. В это время дети еще не играют, а лишь изучают предметы и их свойства, и то не самостоятельно, а с помощью взрослых. Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Порой так хочется, чтобы ребенок уже начал занимать себя сам, играя в игрушки. Но, делая первые самостоятельные шаги, малыш все еще познает мир через руки мамы. Именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой…

Чтобы подготовить благоприятную почву для богатой фантазии в будущем, в этот период родителям стоит:

1. Рассказывать малышу маленькие истории, напоминающие сцены из повседневной жизни. Читать ему самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К двум с половиной годам ребенок уже должен быть на «ты» с Колобком, Курочкой Рябой и другими героями самых простых сказок. Именно сказочные образы составляют фундамент фантазии.

2. После полутора лет нужно предлагать ребенку игры с предметами-заместителями. Например, построить из кубиков домик для любимого слоника, поговорить с ним по телефону, которым будет обыкновенная ложка. Или полотенце можно превратить в ковер-самолет, стул или кресло – в машину и отправиться… к папе на работу!

3. Предлагать игры с образами-заместителями. Скажите малышу: «Давай мы с тобою побудем собачками». Встаньте на четвереньки, погавкайте. Имитируйте движения кошечек, побудьте курочками, петушком, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и отлично влияет на моторное развитие ребенка.

4. Воображение часто основывается на личных впечатлениях и знаниях, поэтому, если вы хотите вырастить творческую личность, предоставьте ребенку все возможности для получения знаний, опыта и ощущений. Имитируя водителя, повара, продавца, строителя, можно дать первые представления о профессиях людей.

Невероятно, но факт!

С трех до семи лет продолжается следующий этап в развитии фантазий: они увеличиваются в количестве и растут в качестве. Но по-прежнему, как и у детей более раннего возраста, воображение развивается лишь в том случае, если ребенок что-то делает: играет, рисует, строит или рассказывает. Изображая всадника, ребенок легко может вообразить, что зонтик - это лошадь, а платяной шкаф - конюшня. Но для всего этого он должен скакать на зонтике, иначе воображение перестает работать, отказывается ему служить. Даже воссоздавая в своем воображении образы героев и событий, описанных в прослушанных рассказах и сказках, дошкольник является не пассивным слушателем, а активным участником воспринимаемых истории, вмешивается в повествование, жестикулирует и отпускает различные реплики, гладит рукой изображения положительных героев, пытается карандашом зачернить физиономии отрицательных персонажей и пр.

Начиная с пяти лет, ребенок уже сам может рассказывать невероятные истории, свидетельствующие о бурном расцвете фантазии. Бывает, что подобные рассказы взрослые квалифицируют как ложь. Однако эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что они не приносят ребенку никакой ощутимой пользы: они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Их правильнее называть выдумками. Такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Поощряйте воображение ребенка вопросами, которые начинаются с: «А что будет, если?..» Общение с ребенком поможет лучше понять его желание мечтать, сблизит духовно и сформирует прочное основание для доверия между малышом и его самыми близкими людьми.

Бывает, что рассказанное ребенком уж чересчур фантастично. Этому можно противопоставить собственный опыт: например, что вы сами никогда не видели собак размером с дом и никогда о таких не читали. Если ребенок возразит, что речь идет о совсем маленьком, игрушечном домике, вы можете поздравить себя с тем, что тактично добились сближения его фантазии с реальностью. Но необходимо помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок уличать ребенка во лжи.

Современный мир обрушивает на ребенка массу впечатлений. А без творческого воображения малышу, как правило, трудно усвоить новую информацию. Бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Поэтому так необходима любящая поддержка родителей, которые помогают различить грани и направить воображение в правильное русло. Ведь, с одной стороны, воображение - это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций. А с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество будущих «гениев».

Я придумал вот что…

Развивать воображение у ребенка дошкольного возраста важно для его хорошей успеваемости в школе. Ведь для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по физике, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своем воображении.

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

До семи лет малыши часто путают, что происходит на самом деле, а что – нет. Но как только в детской речи появляются слова «понарошку» и «как будто», это означает, что малыш научился отделять фантазии от реальности.

 

Текст: Юлия Глебова

Декабрь 2009

Облако тегов: