Валентин Скурлов. Шлейф творений Фаберже

В последнее время аукционные дома все больше внимания уделяют предметам русского изобразительного и декоративно–прикладного искусства. Специализированные русские торги проходят в Европе, по меньшей мере, раз в месяц. Многие лоты выкупаются до их официального выставления на аукционе. Зачастую на подобные шаги идут российские бизнесмены, приобретая предметы антиквариата за баснословные суммы. Обо всем этом не понаслышке знает известный специалист по ювелирному искусству, эксперт Министерства культуры РФ, ученый – консультант Русского отдела аукционного дома «Кристи» и знаток творчества Фаберже с мировым именем Валентин Скурлов. Сегодня он рассказывает об этом и многом другом на страницах журнала «СОБРАНИЕ exclusive».

Ни для кого не секрет, что российский рынок антиквариата стабильно развивается. Коллекционеров и антиквариатов из России ждут на мировых аукционах. В свою очередь, крупнейшие аукционные дома стремятся освоить российский рынок. Несмотря на экономический кризис, весной этого года состоялись очередные «русские продажи» двух крупнейших мировых аукционных домов «Сотбис» и «Кристи». Суммарный объем продаж обоих аукционов составил 27 млн. долларов. Антиквариаты поймут солидность этой цифры. Что такое продать антиквариата хотя бы на один миллион долларов?! Это значит продать сто предметов средней стоимостью 10 000 долларов – это цена автомобиля для многих российских граждан со средним достатком. Считайте, что таких автомобилей на весенних аукционах было продано 2 700. Особым спросом пользовались работы отца и сына Рерихов, Айвазовского, Вайсберга, Гончаровой. Я считаю, за реалистической живописью – будущее. Антиквариат - действительно высокодоходный бизнес. Буквально за год стоимость картины может вырасти на 30 %. Но лично для меня трудно разделить тему российского антиквариата и Фаберже.

Белые пятна Фаберже

Белых пятен в истории Фаберже предостаточно. Наука «закрывает» один вопрос и «открывает» десять новых. Фаберже – это космос. До 1988-го года литература о Фаберже была в «комнатах для служебного пользования» - имя придворного ювелира было под запретом. Много архивных документов пропало, ушли из жизни люди, которые что-то знали и могли рассказать. В начале 1919-го года чекисты собрали товарные книги всех ювелирных фирм. По адресам клиентов изымали бриллианты, золото и серебро. Эти книги не обнаружены до сих пор. Клиенты уже ничего не могли рассказать. Их уделом стала тюрьма. Многие художники и мастера выехали или бежали в эмиграцию, где умерли в нищете и в безызвестности. Для меня крайне важно, чтобы историческая справедливость восторжествовала, и имя семьи Фаберже было возрождено у себя на Родине – в России.

Своим основанием фирма Фаберже обязана выходцу из Лифляндии, (Эстонии) золотых дел мастеру французу-протестанту Густаву-Петеру, который в 1842-ом году открыл магазин в Санкт-Петербурге. Его преемником стал сын Карл, получивший прекрасное образование в Европе. Еще при жизни завоевав мировую славу, Карл удостоился чести носить звание придворного ювелира Императора Всероссийского, Короля Шведского и Норвежского, Короля Великобританского и Короля Сиама. В 1918-ом году в Петроградском доме Фаберже (Большая Морская, 24), где размещались магазин, мастерские и квартиры Карла и сына Евгения, хранилось ценностей на 7,5 миллиона золотых рублей! У Фаберже был один из лучших в России сейфов – бронированная комната-лифт. На ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции, когда в Петрограде начались налеты и грабежи, постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин свои драгоценности.

В марте 1918-го года Карл Фаберже решает уехать в Ригу. Его сыновья Евгений и Александр остались в России для ликвидации дел товарищества. Они должны были продать наиболее крупные вещи и обратить рубли в валюту или драгоценности.

Перед отъездом Карл Густавович сдал свой дом в аренду швейцарской миссии. В доме поселился и посол Швейцарии г-н Одье. Плату за аренду Фаберже не назначал, попросил только принять на хранение шесть чемоданов с вещами семьи и саквояж с драгоценностями. На драгоценности была составлена двадцатистраничная опись: указывался товарный номер изделия, его наименование, наличие драгкамней и цена на 1913-ый год. Всего в саквояже было ценностей на 1 603 614 золотых рублей.

В конце октября г-ну Одье стало известно о готовящемся на миссию налете, и посол приказал перенести 27 чемоданов, включая шесть фабержовских и саквояж с драгоценностями, в норвежское посольство, где их оставили под охраной двух швейцарских студентов. Но на вторую ночь налетчики все же выкрали из посольства и чемоданы, и саквояж…

Через несколько дней после ограбления норвежского посольства чекисты в поисках оружия провели обыск в швейцарской миссии, но вскрыть сейф-лифт не смогли, и вещи из него удалось заполучить лишь в мае 1919-го года. Их описи не существует. Между тем, в сейфе хранились уникальные изделия – два последних яйца, изготовленных Фаберже по заказу Николая II в подарок императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне на Пасху 1917-го года. На одной из последних фотографий Карла Фаберже из нагрудного кармана его сюртука выглядывает платок, завязанный узелком. Возможно, этот узелок должен был напоминать потомкам прославленного ювелира о ценностях, спрятанных им в России. Поскольку публику, эмигрировавшую из России, на таможне обдирали как липку, то перед отъездом за границу Фаберже спрятали ценности как в своем доме, так и у доверенных лиц: родственников, друзей, мастеров, слуг.

Где запрятаны наши вещи

Именно так был озаглавлен список, составленный Евгением Фаберже в 1927-ом году. В этом документе были имена хранителей, местонахождение вещей, их наименование и количество закодированы. Когда всякие надежды на возвращение в Россию были утрачены, Евгений Карлович попытался получить припрятанные ценности. Сокровища семьи только в Петрограде были размещены в тридцати местах. В списке вычеркнуто шестнадцать из них – против каждого стояли пометки «украли», «пропало», «нашло ЧК». С драгоценностями, хранившимися в Москве, дела обстояли еще хуже. Например, Фаберже полагали, что драгоценности, доверенные бывшему директору Московского отделения фирмы Фаберже присяжному поверенному Аверкиеву, изъяло ГПУ. В 1990-ом году в Москве при разрушении дома № 13 по улице Солянке рабочие наткнулись на тайник, устроенный под подоконником. В тайнике в двух жестяных коробочках лежали двадцать золотых украшений с бриллиантами (броши, серьги, ожерелье), все с клеймами Фаберже. Оценили их в 360 тысяч рублей. «Волга» тогда стоила десять тысяч. Позже было установлено, что клад обнаружили в квартире, где до ареста проживал Аверкиев.

Реквизированные произведения искусства, в том числе и изделия Фаберже, Наркомат внешней торговли СССР активно распродавал в 1925–1930 годах на аукционах в Германии. В 20–30-е годы старательно скупал Фаберже в Гохране, комиссионках и с рук Арманд Хаммер. Все хаммеровские вещи и те, что были проданы в Германии, известны: они неоднократно появлялись на аукционах и выставках, описаны в каталогах. Ювелирка из саквояжа, украшения Кшесинской, цветы, камнерезные фигурки, императорское яйцо с сюрпризом и вещи из московского магазина казалось бы, как в воду канули. Но в 1995-ом году на аукционе «Сотбис» был выставлен папиросник из двухцветного золота с сапфировой застежкой, имеющий инициалы Альберта Хольстрема (глава ювелирной мастерской, входившей в товарищество) и Фаберже с инвентарным номером. Моему изумлению не было предела, когда выяснилось, что папиросник за этим номером находился вместе с драгоценностями... в саквояже, похищенном из норвежского посольства в 1918-ом году! Пытаться узнать, кто выставил папиросник на аукцион - дело бесполезное. Аукционные дома «Сотбис» и «Кристи» никогда не выдают имена своих клиентов. В лучшем случае, если будет доказано, что вещь украдена, ее снимут с торгов. Поэтому, возможно, вскоре на аукционах появятся и драгоценности из саквояжа. Они сегодня стоят около 160 миллионов долларов.

Кто знает будущее

Я умышленно упоминаю об описи работ Фаберже. Среди коллекционеров и антиквариатов каталоги пользуются невероятным спросом. Во-первых, каталог коллекций с полными данными: фото, вес, описание, размеры - значительно снижают вероятность перепродажи похищенных ценностей. Во-вторых, это уменьшает вероятность приобретения подделок. В любом случае, на всех аукционах очень ценятся вещи, имеющиеся в каталогах со ссылкой на архивы. Исторические документы имеют большое значение и для предварительной оценки.

В самом начале моего сотрудничества с домом «Кристи» я нашел для них документы о часах с серебряными амурчиками – подарке Александру III и супруге на серебряную свадьбу. Аукцион собирался оценить их в 300-400 тысяч долларов, но по найденному счету их цена составляла 18 875 рублей. Тогда оценка достигла 800 тысяч –1,2 млн долларов, а продали их за 1,6 миллиона. Конечно, с помощью документов, доказывающих историческую ценность и происхождение, вещи оцениваются гораздо выше. Фактически, продается исторический шлейф. 

На мировом антикварном рынке русские ювелирные украшения пользуются заслуженным интересом. Одна из причин – прошлое имперского государства. А империя уже по факту существования предполагает блеск камней. Посол Морис Палеолог писал, что нигде не было такого блеска, как на русских балах, и перечисляет драгоценности Воронцовых, Шереметьевых – фамильные драгоценности, майоратные, которые нельзя было продать, а можно только передать старшему сыну. И вот у нас такие традиции есть.

Однако, помимо антиквариата «первого порядка», есть, так называемый, бытовой антиквариат. В силу истории нашей страны у нас мало материальных ценностей. Почему-то считалось, что можно жить только духовными. На самом деле, художественные ценности, их присутствие в музеях, обладание ими, человека словно очищают, делают его лучше, и в первую очередь, духовно. Ведь собирать можно совершенно пустяковые вещи, а в итоге получить уникальную коллекцию предметов быта. Кто-то пройдет мимо кочерги, а кто-то купит на блошином рынке, поскольку у него уже есть кочерга и немецкой, и французской работы начала ХIХ века. Увлечение антиквариатом немыслимо без знания истории. А тот, кто знает старину, прошлое, знает свое будущее.

Текст: Юлия Глебова

Декабрь 2009

Облако тегов: