Воспитание без страха и упрека

Если мы не изучаем науку о том, как воспитывать детей, то вероятнее всего, дети будут воспитаны неудачно.  Что  происходит с детьми при неправильном отношении к ним? Что такое неправильное отношение?  Каким образом неправильное, без знания, как это делать, воспитание детей влияет на их будущую жизнь? Как наша цель в воспитании детей отражается на нас? Давайте разбираться вместе.

Слово «неправильное» означает «не по правилам» или не в соответствии с правилами. Часто люди говорят: «Почему я должен следовать чьим-то правилам? Я тоже могу придумать свои, личные правила и жить по ним». И чтобы еще больше утвердиться в этом, добавляют: «Меня мои родители воспитывали так, как  воспитывали их родители, и ничего, живу же как-то…»

Действительно, чаще всего так и бывает, что способы воспитания, семейные ценности,  традиции переходят из поколения в поколение. И кстати, обратите внимание, что результаты такого воспитания тоже передаются  по семейной цепи. Например, ребенок, видящий  с рождения, как папа или мама курят, постепенно приходит к пониманию, что курить - это норма. А иногда даже правило, поскольку «мой отец курит, дед курил, прадед тоже курил, значит, и я буду курить. Ведь это по-мужски». Это пример неосознанного неправильного воспитания, ведь родители, как правило, не хотят, чтобы их дети курили. Однако личный пример оставляет в характере ребенка очень сильный отпечаток. Есть и примеры осознанного неправильного воспитания, когда, например, родители-врачи хотят, чтобы их дети и внуки тоже были врачами, и поэтому с самого детства  воспитывают их в этом духе.

Часто бывает, что дочь, видя, как мама на ее глазах, разводится с папой и потом перебирает мужчин в поисках идеала, взрослея, невольно привыкает видеть причину неустроенности в своей личной жизни в ком угодно, но только не в себе.

Все родители без исключения воспитывают своих детей, разница только в том, как они это делают,  на основе какого опыта и каких знаний. Однако мало кто задумывается, что все эти типы отношений и воспитания тоже подчиняются определенным правилам. И опираясь на мудрость Ведической науки, я предлагаю рассмотреть, по чьим правилам мы воспитываем своих детей, часто думая, что это наши личные правила.

Веды говорят, что все в этом мире происходит под влиянием трех гун, и все можно рассмотреть, через их призму. В переводе с санскрита слово «гуна» означает «качество» или «веревка», которая определенными качествами этого мира притягивает к себе и оказывает непосредственное влияние на все сферы нашей жизнедеятельности.

Знания о том, какие бывают гуны и как они влияют на нашу жизнь, помогут понять, к чему приведет тот или иной подход в воспитании детей. Чтобы было более ясно, мы коротко  рассмотрим все гуны и цели, которые на их основе преследует в воспитании семья.

Первая гуна с благозвучным названием Саттва. Саттва – гуна с древнейшего языка санскрита переводится как гуна Благости. Главными признаками гуны Благости в человеке являются постоянство (спокойствие ума, искренность), знание (чем знания больше, тем больше вариантов, как поступать), счастье (в первую очередь, внутреннее состояние счастья).

Если рассматривать внешние проявления  Благости, то например, среди цветов к этой гуне относятся белый, желтый и все пастельные тона. Поэтому, если они преобладают в вашем гардеробе, это означает, что вы находитесь под влиянием гуны Благости.  Среди времен года это лето, а в сутках – утро. Среди энергий Благость – это поддержание, т. е. способность сохранять то, что создано, в том числе и свое тело. В питании – это свежая, здоровая и приятная сердцу пища, которая увеличивает продолжительность жизни. В возрасте человека –  зрелость. В деятельности – регулируемая и исполняемая без привязанности деятельность, в первую очередь, на благо других. В понимании законов жизни – это когда человек знает, что следует делать и что нет, чего надо и чего не надо бояться, что связывает и что освобождает.

В классах общества - это учителя, священники, врачи, юристы. В заключении брака – семья создается для совместного совершенствования, рождения и воспитания здоровых и разумных детей.

В воспитании – стремление родителей воспитать неэгоистичных детей. Это посильная задача, если родители сами стремятся жить неэгоистично.

Культивировать неэгоистичность в детях очень просто. Например, в ведах сказано, что прежде чем сесть за стол есть, человек должен кого-то накормить, по крайней мере, никогда не отказываться от этого при возможности. Можно угощать соседей, приглашать на обед друзей, можно накормить хотя бы птиц. Показывать пример в этом должны родители. Когда ребенок видит все это, в нем культивируется не желание брать, а желание дать, которое рождает сострадание. А если родители культивировали в семье жадность, а не желание давать, то дети не будут слушать родителей или будут, но лишь до той поры, пока  материально зависят от них. И тогда у родителей нет шансов влиять на детей, особенно во взрослой жизни. Часто это приводит к неуважению, от которого страдают и дети, и родители.

Человек, стремящийся к Благости, культивирует в себе спокойствие, бескорыстие, самообладание, аскетизм, чистоту, терпение, ответственность, честность, знание, мудрость и религиозность.

Вторая гуна с огненным названием – Раджас. Раджас – гуна в переводе означает страсть. Признаки гуны СТРАСТИ:  активность, желания, непостоянство, беспокойство. Главным признаком является привязанность к результату и неудовлетворенность достигнутым. Попросту говоря, человеку в гуне Страсти всегда всего мало.

К этой гуне относится красный цвет, все яркое и броское. Весна – это проявление страсти в природе, когда все активно цветет, распускается, растет. В сутках вся активность приходится на день. В энергиях  гуна Страсти проявляется через действия,  созидание, творчество. Пища в гунне Страсти слишком острая, горькая, соленая, пряная, сухая и горячая. Считается, что такая пища вызывает болезни, несчастья и страдания.

В возрасте человека гуна Страсти – это юность. Поэтому именно в юном возрасте много энергии, желания наслаждаться чувствами, влюбленности и, конечно же, желание брать. В этой гунне человек не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и действиями, которые совершать нельзя.  

В обществе – это руководители, военные, бизнесмены.

Семья,  созданная на основе гуны страсти, стремится к чрезмерному накопительству, к увеличению и улучшению внешних атрибутов жизни. В воспитании –  развитие в детях таких качеств, как эгоизм, жадность, зависть.

Родители живущие в гуне Страсти, стремятся, в первую очередь, обеспечить свое чадо материально и не жалеют для этого ни времени, ни денег, ни сил. Но в результате это не приносит взрослым детям ни счастья, ни удовлетворения, поскольку они быстро забывают о родительских усилиях. Прежде всего детей необходимо воспитать хорошими людьми, научить их ценить чужую заботу. Очень большое заблуждение думать, что, давая только материальные блага, мы выполним свой долг перед детьми и сделаем их и себя счастливыми. Долг родителей заключается в том, чтобы ребенок был честным, порядочным, трудолюбивым, имел хорошие качества характера. Но, к сожалению, родители, живущие в страсти, тратят все время на зарабатывание денег,  просто-напросто  «обкрадывая» своего ребенка!

Третья гуна называется – Тамас. С санскрита переводится как невежество.

Отличительные признаки гуны НЕВЕЖЕСТВА – пассивность, незнание, апатия, лживость, упрямство, медлительность, печаль, заблуждение, сонливость. Люди, живущие в гуне Невежества, не принимают никаких законов и обязанностей, у них отсутствует чувство долга.

К этой гуне относятся  синий и черный цвета. Несложно догадаться, что  время невежества – зима. Темное время суток тоже относится к этой гуне.  Невежество связано с  энергией разрушения. Причем, заметьте, что страсть - это созидание, а благость - поддержание. Например: весной все расцветает, летом это поддерживается и дает плоды, а зимой - разрушается. В возрасте человека невежеством считается отсутствие знаний - рождение и детство.

Люди, действующие в гуне Невежества, не стремятся придерживаться принятых законов, правил. Они, как правило, принимают безверие за веру и, наоборот, всегда устремлены в ложном направлении под покровом иллюзии, тьмы. Чаще всего они занимаются физическим трудом и находятся в подчиненном положении. Семейные отношения, основанные на невежестве, обречены на ругань, ссоры и удовлетворение чувств в самых низших его проявлениях. Естественно, что в такой семье ребенок будет воспитываться как сорняк, т. к. у него есть отличный пример для этого.

У каждого человека наблюдается уникальное сочетание гун. Все они борются за превосходство, что проявляется в переменчивости характера. По мере того, как человек взрослеет, у него меняется и взгляд на жизнь, и от того, какие качества в ребенке помогают культивировать родители, будет зависеть, каким станет его характер, на основе которого построится судьба. В целом, родители не могут изменить характер своего ребенка, им под силу раскрыть только те качества, которые уже в нем заложены. Но если родители сами не стремятся быть такими, какими хотят видеть своих детей, то повлиять на характер ребенка шансов нет. Ребенок сам начнет меняться после тринадцати лет – именно в этом возрасте он начинает брать на себя ответственность. Если родители не сумели использовать время до тринадцати лет на основе знания, то у них, скорее всего, будут большие проблемы в общении с детьми.

Попытки насильно изменить характер – то же самое, что биться головой об стену, пытаясь сделать дверной проем. По этому поводу ведические писания говорят следующее. Пять вещей: продолжительность жизни, тип работы, количество богатства, ученость (или талант), время смерти – все это определяется в момент зачатия. И изменить их невозможно. Это значит, что вместо того, чтобы тратить много усилий на накопления, позаботьтесь о том, как дать ребенку правильные черты характера и настоящее знание. То знание, которое поможет ребенку в любой ситуации в жизни, оставаться человеком - честным, смиренным, трудолюбивым, ответственным за свою жизнь.

Важно понять: что посеешь, то и пожнешь. Если в семье культивируется безделье, то ребенок вырастет бездельником, если лень, то лентяем. Если в семье люди грубы друг к другу, то ребенок вырастет грубияном. Если родственники не интересуются друг другом и не о ком не заботятся, то и ребенок не будет ничем интересоваться и ни о ком не позаботится.

Основой воспитания в семье является взаимоуважение. Если в семье есть взаимоуважение, то будет и хорошее воспитание, которое поможет ребенку стать счастливым.

Текст: Александр Харченко

Август, 2009

Облако тегов: