Givenchy. Аристократизм без эпатажа

«Мода - это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным», - эта фраза принадлежит одному из величайших модельеров двадцатого века, чья одежда символизирует аристократизм,  элегантность, утонченность, искушение  –  все то, что мы привыкли называть подлинной безупречностью.                  

«Роскошь имеет будущее только при условии, что она демократизируется», - утверждал великий модельер двадцатого века… И действительно, в одежде, созданной Юбером де Живанши, дама вполне могла  «пройти по улице»  незамеченной.  Но все окружающие непременно хотели обернуться вслед чудесному видению, которое просто невозможно  было себе представить среди обыденных будней бытия…

В мире фантазий

Он признавался, что никогда не стремился совершить революцию в моде. Чистота стиля, простота,  изящество  и безукоризненность линий, четкость силуэта, корректность аксессуаров  – разве это может потрясти искушенную публику? Оказалось, да. Еще как!

То, что все мы родом из детства, факт давно признанный. Но, видимо, гении изначально воспринимают мир совсем по-другому, нежели простые смертные, оттого и кажется, что все, что бы с ними ни происходило, ведет их к Олимпу признания…

Он  родился 21 февраля 1927-го года во французском городе Бове. Дедушка Юбера де Живанши руководил  производством декоративных тканей, гордился, что являлся учеником знаменитого французского художника – живописца Камиля Коро, коллекционировал старинные костюмы… Мать будущего дизайнера одежды вместе с сестрами  шила для модного магазина – в свое удовольствие. Маленький  Юбер также увлекался шитьем и лишь улыбался, когда в семье  заговаривали о его будущей карьере – архитектора или юриста. Ее в десять лет он, побывав на Всемирной выставке мод в Париже, где были представлены творения французских модных домов, определился: вырастет и тоже станет модельером. «Не от мира сего!» - говорили родственники, глядя на мальчишку, который, казалось, был полностью погружен в какой-то особенный, недоступный для понимания окружающих, мир собственных фантазий и грез… 

После  Школы изящных искусств он стал учиться у мэтров французской моды Жака Фата, известного тем, что он моделировал  изделия прямо на своих звездных клиентах, Роберта Пиге, которого в те времена называли «самым парижским кутюрье», и Люсьена Лелонга, одного из основателей современного представления о мире Высокой моды.  Он рисовал акварелями модели, изучал в музеях детали костюмов в полотнах великих художников и мечтал, мечтал, мечтал…

Притяжение простоты

После  бесценной  «школы жизни» - соприкосновения с творчеством великих –  современных  - созидателей моды  Живанши четыре года руководил бутиком  экстравагантной и эксцентричной  Эльзы Скиапарелли, знаменитой соперницы Коко Шанель.   Накапливал опыт. Приобретал новые  знания. И вот, наконец… Его мечты стали прекрасной реальностью: 2 февраля 1952-го года Юбер де Живанши открыл свой первый собственный бутик модной одежды.  Новоявленному дизайнеру тогда исполнилось двадцать пять лет – он стал самым молодым модельером в мире Высокой моды Франции…  И успех пришел к нему вместе с первой же коллекцией, показ которой был закрытым – молодой модельер пригласил всего пятнадцать человек. Для своего пресс-секретаря, модели Беттины Граицани, ставшей лицом компании, он создал «блузку Беттини»: скромная  хлопчатобумажная кофточка с шедевральными черно-белыми воланами на рукавах произвела фурор, подобный New Look Кристиана Диора…   Кстати сказать, до своего  триумфального «выхода на авансцену»  хлопок считался неподходящим для одежды материалом - его использовали только в процессе кройки.  Благодаря Живанши отношение к нему изменилось самым радикальным образом….

Затем хитами становились боди, балахоны, платья-рубашки, пальто с конусным воротником, платья-сари, платья из ткани с принтом в стиле Матисса… Свой стиль он называл «современной классикой, притягательной для тех, кто умеет видеть и чувствовать. Я всегда старался делать вещи простыми, четкими и понятными, главная задача которых – подчеркивать все достоинства тела,  - размышлял модельер. – Но при этом я никогда не забываю о душе. Особая элегантность и обаяние одежды безмолвно рассказывает о ее благородстве и глубине чувств…»

Звезда взошла

Так началось восхождение звезды Живанши. Уже в следующем, 1953-ем году,  бутики  Givenchy  появились в Риме, Цюрихе и Буэнос-Айресе. Тогда же он познакомился с великим испанским кутюрье  Кристобалем Баленсиагой,  который стал его советчиком и другом. «Именно у Баленсиаги я понял, что такое подлинное искусство конструкции, - вспоминал позже Живанши. -  Это был настоящий портной, ремесленник, виртуоз, умеющий строить линию...» Баленсиага  привил своему другу любовь к классике и традиционализму, ярким цветам и фактурным тканям. Живанши поддержал Баленсиагу, когда тот решил не допускать журналистов  на свои показы, чтобы они не могли влиять на мнение покупателей.

Его называли  «Хранитель традиций высокой классической французской моды»,  «Единственный рыцарь Высокой моды», «Истинный аристократ и в жизни, и в творчестве», «Человек, способный любую женщину превратить в королеву», «Олицетворение элегантности и простоты»...  Самые красивейшие, богатые и  знаменитые женщины мира стали  преданными поклонницами его творений: жена президента Жаклин Кеннеди,  принцесса Монако Грейс Келли, герцогиня Виндзорская, баронесса Ротшильд – в нарядах от Живанши женщины чувствовали  себя эталоном элегантности и стиля…                 

Конец эпохи

«Началом конца» эпохи великого модельера модные критики считают 1988-й год – именно тогда  Givenchy стал частью французской группы LVMH наряду с брэндами  Christian Dior, Louis Vuitton, Christian Lacroix и Celine. Спустя несколько лет после этого знакового события Юбер де Живанши объявил об отставке. И после этого ни разу не переступил порога своего бывшего Дома моды. Он говорит, что не понимает и не принимает эпатажа, который так обожают современные модельеры. И главным в его случае было «вовремя остановиться». После Юбера де Живанши модный дом возглавляли Джон Гальяно, Александр МакКуин, Жюльен Макдоналд, Освальд Боатенг… Но это уже совсем другая история. А Живанши выращивает цветы на средиземноморской вилле, пишет мемуары, рисует картины – делает только то, что находит отклик в его душе.

Икона стиля 

Мужчины полигамны? Юбер де Живанши убедительно доказал обратное: на протяжении сорока с лишним лет – практически все время, что он стоял во главе Модного дома Givenchy,  дизайнер был предан одной женщине, имя которой – Одри Хепберн. Именно ее он называл «живым воплощением своих представлений о том, какой должна быть женщина, для которой он создает модели». С вдохновлявшей его на многочисленные творческие свершения Музой он познакомился случайно. Она позвонила, назначила встречу, он записал в свой ежедневник  и с нетерпением ждал встречи со знаменитой актрисой… Кэтрин Хепберн, которую молодой, но уже широко известный дизайнер просто обожал!   А его глазам  предстала   никому не известная юная актриса, худющая, в дешевых льняных брючках и соломенной шляпке, которой для нового фильма «Сабрина» требовались наряды…

 Все костюмы,  благодаря которым девушка Сабрина стала королевой бала, а актриса Одри Хепберн – признанной звездой Голливуда, были сшиты у Юбера де Живанши, который, кстати, получил за них своего первого «Оскара».  С тех пор Юбер и Одри стали близкими друзьями, и актриса – истинная леди, очаровательная и утонченная! - одевалась только у него – как в кино, так и в жизни… «В каждой моей коллекции ее сердце, все - от эскиза до модели - связано с Одри, — признался Живанши  перед тем, как покинуть свой Дом. — Потому что Хепберн и понятие «шик» неразделимы…»

Именно для  Одри  Хепберн  Юбер де Живанши создал свои первые духи: цветочно-альдегидные, с пудровым оттенком. L’Interdit  («Запрещенные»), они о многом намекали, ни ничего не утверждали наверняка…

Воплощенная роскошь

Особое место в жизни и творчестве Юбера де Живанши занимают запахи – парфюмерные воды подчеркивают  безупречную элегантность, смелость и обаяние их обладателей. На протяжении многих лет дизайн флаконов разрабатывал Пьер Динанд. Ценители высокого парфюмерного искусства называют легкие и ненавязчивые ароматы Givenchy воплощенной роскошью.