Тьерри Мюглер. Об удобстве не может быть и речи!

Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Французский модельер, член Синдиката Высокой Моды Тьерри Мюглер полностью подтверждает это выражение. Он и дизайнер, и фотограф, и режиссер, и сценарист, и писатель, и танцор – кажется, нет ничего, что было бы ему не под силу! Он живет и воплощает свои идеи будто бы играючи, его кредо – инстинктивное творчество.

Тьерри Мюглер родился в 1948-ом году в Страсбурге. Мать будущего кутюрье обладала прекрасным чувством стиля, обожала красивые наряды и иногда принимала участие в небольших проектах по созданию шляп. Как это часто бывает в жизни творческих людей, образ матери стал для Мюглера одним из самых значимых факторов в выборе призвания. Именно она вдохновила его, стала эталоном элегантности, сумела развить в ребенке чувство прекрасного и раскрыть его многочисленные таланты, подарив тем самым творческому миру еще одного гения.

В детстве Мюглер обожал рисовать, увлекался архитектурой и кинематографом, но настоящей его страстью были танцы. И в девять лет, отчасти благодаря своему неспокойному, шаловливому характеру, Тьерри был отдан в балетную школу. Несмотря на плотный график и жесткую дисциплину, именно здесь Мюглер почувствовал настоящую свободу. Он полностью отдавал себя танцам, дни на пролет работая над своим телом, и уже в четырнадцать лет молодого танцора заметили и пригласили присоединиться к группе Национальной оперы Рейна. Многосторонность натуры Мюглера уже тогда давала о себе знать: наряду с занятиями балетом он был всерьез увлечен живописью, и в девятнадцать лет поступил на художественное отделение Страсбургской школы декоративного искусства. В это же время Тьерри Мюглер начинает проявлять особый интерес к моде: он носит одежду собственного дизайна, удивляя и поражая окружающих смелостью и необычностью своего внешнего вида. Впрочем, говорят, что свой первый наряд Мюглер придумал, когда ему было всего четырнадцать. Правда, тогда эскиз предназначался его подружке, но строгая мать начинающего дизайнера не позволила сыну таких «вольностей» и отняла рисунок, что, впрочем, не помешало ей самой воспользоваться наброском - уже через пару дней она красовалась в новом платье. Пожалуй, именно этот случай стал первым успехом Тьерри в области моделирования костюма.

Осознанно же заниматься одеждой Мюглер начал несколько позже, на рубеже семидесятых. К тому времени родной Страсбург порядком надоел будущему дизайнеру, и в 1968 году Мюглер переехал в Париж. Город, без сомнения, был выбран идеально – трудно представить себе более подходящее место для творческой самореализации! Нестандартный внешний вид Мюглера был принят с легкостью, а его творческая увлеченность и, конечно же, умение создавать интересные образы были по достоинству оценены публикой. Первым местом работы в Париже стал известный и модный в то время бутик одежды Gudul, где Мюглер занялся оформлением витрин. Одаренность нового сотрудника была отмечена сразу же, уже совсем скоро молодой дизайнер начал создавать  эскизы платьев для магазина, а через два года его рисунки стали принимать Модные Дома Парижа, Милана и Барселоны. Это был сложный и трудоемкий период работы  дизайнером-фрилансером: за один сезон Мюглер умудрился создать 12 (!) коллекций одежды – мужской, женской, детской. Именно тогда он и задумался над созданием собственного бренда.

Свою первую самостоятельную коллекцию под названием Café de Paris Мюглер решился показать в 1971-ом году. Основными ее мотивами стали рафинированность пятидесятых с характерным акцентом на талии, а также строгость и четкость форм, свойственная моде сороковых. Эти ретро-элементы дизайнер наполнил современным звучанием, добавив образам агрессивной сексуальности, раскрепощенной и утрированной женственности.

Несмотря на определенную долю провокации, показ был принят публикой с большим интересом. Он стал вестником нового времени, моды грядущих восьмидесятых…

Спустя два года Мюглер наконец-то воплотил в жизнь свою давнюю мечту, открыв Модный Дом под собственным именем. Тогда его платья создавались на небольшой фабрике по образцам, сшитым вручную, что, надо сказать, к тому времени было уже редкостью. Свои модели дизайнер часто дополнял силуэтными жакетами с элементами мужского кроя, объемными плечами и затянутой талией. Он отдавал предпочтение чистым, сильным, без примесей и оттенков цветам, а излюбленными материалами стали кожа, джерси, винил и лайкра.

В 1979-ом году Тьерри Мюглер представил на суд публики первую мужскую коллекцию, особенностью которой стали активные сочные цвета, совершенно не характерные для мужского гардероба. Считается, что именно Мюглер переработал классический мужской образ, сделав его полностью современным.

К началу восьмидесятых стиль Тьерри Мюглера приобрел яркие, узнаваемые черты. Костюмы, напоминающие облачения супергероев, играли с телом на грани дозволенного, им была свойственна какая-то парадоксальная женственность, с одной стороны притягивающая и элегантная, с другой - сильная, властная, агрессивная, быть может, даже грубая. Свои платья дизайнер создавал для женщин с идеальной фигурой, готовых идти на жертвы ради красоты, ведь ни о каком комфорте в его одежде не могло быть и речи: он сковал талии жесткими корсетами, стянул ноги узкими юбками и поставил женщину на высокий неудобный каблук. Именно поэтому, кстати, его часто называли женоненавистником. Значительное влияние на творчество Мюглера, безусловно, оказало его юношеское увлечение танцами. Несмотря на свойственную моде того времени вычурность, в его работах всегда присутствовала гармония и почти математическая, музыкальная точность. «Балет научил меня определенному устройству костюма, - говорит модельер, - я понял, как важны линия плеч, посадка головы, ритм шагов».

Следующие двадцать лет стали для Тьерри Мюглера временем настоящего триумфа: один за одним открываются его шоу-румы в Париже и Нью-Йорке, запускается собственная линия аксессуаров, его одежду обожают известные музыканты и кинозвезды, каждый его показ поражает сложностью сценария и богатством декораций, а в качестве моделей выступают Ивана Трамп, Джери Холл, Шарон Стоун...

В 1984-ом году дизайнер с блеском отметил десятилетие своего дома. Приуроченное к этому событию шоу, которое, вопреки традиции, Мюглер поставил не в Лувре, а на одном из стадионов Парижа, было по-настоящему волшебным: по усыпанному розовыми лепестками подиуму проплывали сказочные ангелы и мадонны, в воздухе кружили снежные хлопья… Все этапы подготовки мероприятия Мюглер отслеживал самостоятельно, он полностью руководил процессом, инструктируя не только моделей, но и звукооператоров, ди-джеев, осветителей. Тогда это грандиозное событие посетило около шести тысяч человек, оно стало кульминацией успеха марки, самым запоминающимся и самым дорогим шоу в истории Модного Дома.

В процессе разработки рекламных кампаний Мюглер всегда принимал участие как основной креатор и главный фотограф, воплощая в своих снимках выразительные, провокационные образы, которые зачастую поражали и возмущали публику. Для  Мюглера, впрочем, это было нормой, а иногда и необходимостью. Кроме съемок своих коллекций он нередко сотрудничал с другими дизайнерами, среди которых были Жан-Поль Готье и Аззедин Алайа. В 1988-ом году Мюглер опубликовал первый альбом фотографий, посвященный путешествиям, а чуть позже в свет вышла вторая книга модельера-писателя, в которой он собрал фотографии своих дизайнерских вещей и созданных им нарядов для знаменитостей.

С 1992-го года Мюглер начал выпуск коллекций «от кутюр», и уже через пять лет Синдикат Высокой Моды принял его в свои ряды, присвоив модельеру гордое звание кутюрье. Одна из его самых ярких кутюрных коллекций была навеяна… автомобилями. Хитом показа стал корсет-мотоцикл, из которого торчали руль и зеркала заднего вида. Этот образ, кстати, настолько впечатлил Бейонсе, что певица заключила с дизайнером контракт на создание костюмов для своего концертного тура. Кроме этого Мюглер занялся хореографией ее шоу, а также выбрал для него декорации и свет. Впрочем, он вообще очень часто сотрудничал со звездами шоу-бизнеса, ведь по большому счету именно для них создавалась его провокационная одежда. В 1992-ом он создал черное облегающее платье, в котором Деми Мур снялась в фильме «Непристойное предложение», а годом ранее принял участие в съемках знаменитого клипа на песню Джорджа Майкла Too funky. Это видео стало чем-то вроде краткого экскурса в творчество дизайнера – самые красивые женщины дефилировали по подиуму в самых ярких его нарядах.

Тогда же вышел первый аромат от Тьерри Мюглера, прославивший своего создателя на весь мир и подаривший ему превосходное будущее в области парфюмерии. Angel, как и все творения Мюглера, содержит в себе парадокс, легкий внутренний конфликт, и именно в этом вся его прелесть. Удивительным образом сочетая в себе невинность и дерзость, чувственность и силу, он проникает глубоко в сердце, окутывает мягким звучанием и остается в памяти навсегда.

Сейчас Мюглер сосредоточил свое внимание на парфюмерной линии. Он принимает  участие в различных проектах в качестве художника по костюмам и постановщика, среди них, к примеру, эротическое шоу Zumanit знаменитого французского Цирка дю Солей. Что же касается дизайнерской одежды… По иронии судьбы именно после принятия в Синдикат Высокой Моды, Модный Дом Тьерри Мюглера стал терпеть первые неудачи. На смену повсеместному увлечению гламуром и роскошью пришли гранж и минимализм, фирменный почерк Мюглера потерял свою популярность, и в 2001-ом году Тьерри Мюглер принялт решение покинуть свой Модный Дом.

Сегодня Thierry Mugler переименован в лаконичное Mugler, его креативным директором является главный стилист Леди Гаги Никола Формичетти. Именно он, ухватив саму суть стиля Мюглера, подарил бренду вторую жизнь. Однако, несмотря на нынешние успехи марки, в истории мировой моды навсегда останется имя ее создателя, человека, превозносящего женщину во всех ее ипостасях.

Текст: Елена Соломина