Yves Saint Laurent. Важен лишь шик и соблазн…

Ни один из модельеров не был столь изобретателен, ни один не создал такое количество стилей. Чутко улавливающий дух времени, он первым принес в высокую моду волну революционных изменений, приблизив ее к реалиям жизни. Благодаря его гению prêt-a-porte поднялось на высоту искусства. Еще будучи ребенком, он сказал: «Мое имя будет светиться золотыми буквами на Елисейских полях». Его звали Ив Сен Лоран.

Стремительный взлет

Ив Сен Лоран родился в алжирском городе Оран в семье французских аристократов. Юношу ожидала судьба юриста - несколько поколений династии Сен Лоранов занимались юриспруденцией. Однако в семнадцать лет по совету своей матери, которая всегда поощряла в сыне склонность к рисованию и дизайну, Ив отправил несколько эскизов в Париж на конкурс молодых дизайнеров. И в номинации «вечернее платье» разделил первый приз с юным Карлом Лагерфельдом. На его эскизы обратил внимание Мишель де Брюнофф, шеф французского издания Vogue. В результате журнал опубликовал несколько рисунков, что стало для начинающего модельера лучшей рекомендацией.

Вскоре Сен Лоран познакомился с Кристианом Диором, который сразу «распознал» в талантливом юноше своего нового ассистента и пригласил его к сотрудничеству, несмотря на то, что Ив никогда не изучал ни технику рисунка, ни искусство кроя. Уже через год Сен Лоран стал ассистентом кутюрье и одновременно учеником портного в доме Christian Dior. У них было немало общего: оба выросли в обеспеченных семьях, оба боготворили своих матерей, оба рано проявили необыкновенный талант к рисованию, оба с ранней юности осознали, что противоположный пол им абсолютно безразличен и любить они способны только себе подобных, и несмотря на это, оба преклонялись перед женской красотой…

Совместная работа продолжалась недолго – скоропостижная смерть Диора выдвинула молодого помощника на первые позиции – в двадцать один год Сен Лоран принял руководство самым знаменитым французским Домом моды.

Да здравствует король!

Спустя всего три месяца, Ив Сен Лоран представил первую самостоятельную коллекцию. «Сможет ли этот застенчивый юноша сохранить блеск и славу знаменитого Дома?», – этот вопрос волновал всех... Но никто, и Ив в первую очередь, не был готов к тому ошеломляющему успеху, который обрушился на модельера после первого же дефиле, в одночасье сделав его новым кумиром многочисленных клиентов.

Его модели вызывали больший восторг, нежели new-look Диора, который творил для зрелой женщины, элегантной и неподвластной времени. Сен Лоран стремился привнести в спокойную женственную моду новые черты, присущие молодежной культуре. Роскошь и рафинированная техника кроя дома Christian Dior продолжили жить в продемонстрированной Ив Сен Лораном линии «Трапеция» - короткие трапециевидные платья, которые представили публике, оказались совершенно иным направлением в моде. Новый силуэт получил престижный Neiman Marcus Oscar. На следующее утро после премьерного показа газеты пестрели заголовками: «Ив Сен Лоран спас Францию, традиция Диора будет продолжена!»

В 1960-ом году Сен Лоран создает новую коллекцию Beat Look, представив в ней укороченные мотоциклетные куртки, свитера с высоким горлом и короткие юбки - на подиум словно ворвался ветер с улицы. Но идеи молодого кутюрье показались инвесторам Дома чересчур авангардными и, воспользовавшись как предлогом призывом Сен Лорана в армию, они провели реорганизацию, пригласив на пост руководителя другого талантливого дизайнера – Марка Боана.

Сен Лоран и армия оказались плохо совместимы. Всего за два месяца военная муштра довела его до нервного срыва - Ив оказался в психиатрическом отделении военного госпиталя, где подвергся примитивному лечению шоковой терапией и транквилизаторами, после чего он стал  весить сорок килограммов и почти не мог говорить. Спасением стал Пьер Берже - любовник, верный друг и защитник, который, в конце концов, добился демобилизации Лорана и перевез его в Париж. Но на этом помощь Пьера не закончилась - именно он настоял на подаче судебного иска за преждевременное расторжение контракта с Домом Диор. В итоге Сен Лоран получил почти 700 тысяч франков неустойки. Деньги друзья вложили в открытие собственного Дома моды под маркой Yves Saint Laurent. Это событие произошло зимой 1962-го года.

Модные революции

Новое совместное предприятие укрепило славу молодого дизайнера. Ив Сен Лоран постоянно придумывал новые стили в одежде, стараясь раздвинуть и перешагнуть привычные рамки. Он ввел в женскую моду новые элементы, без которых сейчас ее уже невозможно представить: брючные костюмы, куртки-сафари, прозрачные платья, и, конечно же, женский смокинг, который навсегда связан с именем Сен Лорана. Он увидел двусмысленную прелесть этих «мужских» вещей и понял, что они станут лучшим фоном для классической женственности кутюрных клиенток.

Именно Сен Лоран помимо всего прочего стал основателем стиля унисекс. Он первым начал производить одежду prêt-a-porte, первым пригласил темнокожих манекенщиц для участия в показах. К 1970-му году за Ив Сен Лораном также числились изобретения бушлата и колготок, прозрачных блузок и комбинезона. И в одном интервью модельер сделал примечательное заявление: «Самым большим моим упущением в жизни я считаю тот факт, что джинсы придумал не я».

…Он никогда не издавал «последних писков моды» – просто устраивал модную революцию. Порой в ответ ему устраивали овацию, но чаще показы завершались скандалами. Сперва страсти бушевали вокруг предложения одеть женщину в брюки. Дам в брюках от Ив Сен Лорана не пускали в рестораны, а студенткам грозили отчислением из колледжа за появление на лекциях «в непотребном виде». Шесть лет понадобилось Ив Сен Лорану, чтобы убедить мир в том, что женщина в брюках – это великолепное зрелище. Затем пуританская Америка воевала с его прозрачными тканями, потом дамы из высшего света, срывая голоса, кричали, что они ни за что в жизни не наденут деревянные бусы и яркие платья-бурнусы а-ля Африка. Покричали – и надели. Потом появились духи «Опиум», которые были запрещены к продаже в некоторых странах мира (из-за названия – власти увидели в нем пропаганду наркотиков), а в рекламе своих мужских духов Ив Сен Лоран снялся обнаженным. Честно говоря, его сухопарая фигура особых эротических грез вызвать не могла, но столько шума поднялось вокруг самой акции, что духи разлетелись в рекордно короткие сроки! Последним в череде скандалов стали рекламные плакаты обновленного «Опиума», на которых одна из самых пышнотелых моделей – англичанка Софи Дал – лежала с раздвинутыми ногами. За эту съемку Дал получила больше двух млн. фунтов, а комиссия по рекламным стандартам - 730 жалоб на «аморальное поведение Ив Сен Лорана».

«Красота для меня не представляет интереса – важен лишь шок и соблазн», – любил повторять дизайнер. Эта фраза, пожалуй, и является определяющей в творчестве Сен Лорана. В то же время Лоран создавал костюмы и декорации для театра, балета и кинофильмов. Он одел Катрин Денев в фильме Луиса Бонюэля Belle de Jour, положив начало сотрудничеству между миром высокой моды и кино. За свою работу модельер был награжден премией «Оскар».

Безумный гений

Архитектурные формы Баленсиаги, цветущая женственность Диора и непринужденность Шанель, смешанные воедино,  создают особенный, ни на что не похожий, стиль. Женщина Ив Сен Лорана – современная, независимая и всегда женственная, стремящаяся быть столь же многоликой, как сама жизнь. Однако публика зачастую была не готова к взрывным коктейлям… Сен Лоран очень тяжело переживал грандиозные перепады от неумеренных похвал до уничижающей критики,  снимая напряжение при помощи алкоголя и наркотиков и не скрывая своих слабостей. Во Франции был в ходу романтический миф о безумном гении...

В октябре 1998-го года маэстро провел последний показ prêt-a-porte, который на протяжении тридцати лет был известен под лейблом Yves Saint Laurent Rive Gauche. А спустя четыре года объявил, что решил отойти от дел. Эта новость потрясла мир. В одном из своих последних интервью, Сен Лоран говорил о том, что он живет как монах и безумно одинок. Если говорить об условиях жизни, то виллу в Марракеше, замок в Нормандии, шикарную квартиру в Париже едва ли можно назвать убежищем монаха. Что же касается одиночества… В последние годы жизни рядом с ним была единственная преданная душа - бульдог по кличке Мужик III. Вместе они слушали Вагнера, Верди и Беллини, читали Марселя Пруста и рисовали, рисовали, рисовали…

Куртуазный мятежник

 

«Сен-Лоран всегда был нарушителем приличий, этаким куртуазным мятежником, озаренным подлинным гением. Он открыл моде глаза, сделал ее экзотической и яркой. Он сумел увидеть красоту сафари и восточных базаров. Он был героем, истинным провидцем. Он смешивал стили и цвета, как Пикассо смешивал краски на своих полотнах. Он привил нам вкус к приключениям, с ним мы путешествовали по Африке и Азии, наслаждались красками Марракеша. Каждая его коллекция была похожа на волшебную сказку. Именно благодаря ему у меня возникло желание заниматься модой. Он был моим героем!» Джон Гальяно

Мужество подчеркнуть женственность

«Когда я только начал заниматься модой, я стал рисовать брючные костюмы, понимая, что Сен-Лоран создавал эту одежду для того, чтобы дать женщине власть. Своим брючным костюмом он доказал то, что сегодня уже кажется очевидным: дизайнер – это не тот человек, который рисует воланчики, это социолог. Он рискнул использовать мужественность, чтобы подчеркнуть бесконечную женственность. Брюки дают женщине свободу движений, жакет – дает силу. Таким образом, Сен-Лоран принял самое активное участие в деле освобождения женщины. Здесь речь уже идет не просто о моде, это политический и эротический костюм!» Жан-Поль Готье

Двусмысленный дух эпохи

«Я уже не помню, когда в первый раз увидела эту прозрачную блузку, надетую прямо на голое тело. Но точно знаю, что она показалась мне просто изумительной! Сен-Лоран и его современники многое сделали для освобождения женщин. Не будучи революционером, он сумел передать дух эпохи. И передал его очень точно. Эта блузка очень многое говорит о своем создателе. О том, что в нем было явного и скрытого. Ткань, которая видна и которая, тем не менее, абсолютно прозрачна, играет светом и тенью. Она двусмысленна, как собственно, и все, что создал Сен-Лоран». Соня Рикель

 

Текст: Ольга Ковтун