Кунст и Альберс: бизнес-элита старого Владивостока

Скупая на архитектурные шедевры советская эпоха не оставила в нашем городе хоть что-нибудь  изысканное настолько, чтобы на вопрос о самом красивом здании Владивостока горожане привычно не ответили – ГУМ. Главный  магазин столицы Приморья и вправду не имеет конкурентов. Среди своих сверстников он всегда выигрывает - не размером, так расположением, не внешним оформлением, так внутренним декором.  Такие дома два раза не строят. Как все настоящее,  они появляются  только один раз, и нам  пытаться представить себе  время, когда это было возможно, все равно, что разглядывать дно в Амурском заливе через толщу льда. За формой всегда легко не заметить содержания, еще легче вовсе не пытаться замечать. Хотя в нем, наверное, и живет  то главное, без чего даже самое красивое здание не более чем особым образом сложенный кирпич.  

Главное – не прогадать

Пока в Петербурге, водя пальцем по карте залива Петра Великого, командование принимало решение о  размещении главного дальневосточного порта, выбирая между Владивостоком, Посьетом и Ольгой, в самом заливе, на зафрахтованной в Китае шхуне «Мета» в бухты-кандидаты  наведывался молодой немец по фамилии Альберс. К вопросу открытия небольшого магазина в одном из дальневосточных портов, он отнесся не менее серьезно, чем  руководство страны к постройке военной базы. За плечами у 24-летнего немца было  обучение в Навигацкой школе, штурманская карьера, кораблекрушение у берегов китайского Джинго и еще друг  Кунст, дожидавшийся его в Шанхае. На двоих у них были не только имя Густав, но и родной город Гамбург, гражданами которого они оба являлись, о чем с радостью выяснили, когда случайно познакомились в маленьком китайском городишке за тысячи миль от дома. Идея попробовать начать торговое дело где-нибудь на русском востоке вылилась в маленькую избушку на берегу Золотого Рога с надписью «Магазинъ Г. Альберса». О том, что у живописной бухты было, мягко говоря, большое будущее, сомнений тогда ни у кого не возникало! Глупей всего в то время было бы отнестись к Владивостоку как к периферии. Провинция в этой огромной стране обрывалась где-то в районе Уральского хребта. Дальний Восток России был как Дикий Запад Америки. Главное не прогадать.

Образцовая смесь

Начиная с 1864 года торговый дом «Кунст и Альберс» для Владивостока не просто магазин. Это образцовая смесь коммерческого чутья, физической выносливости, таланта коммуникации, обязательного уважения к делу и просто фатального везения. Торговая компания становилась на ноги  в то время, когда служебная поездка в Германию отнимала год жизни, из средств связи были только телеграф и обремененные почтовой повинностью казаки, а из возможностей передвижения самая быстрая - железная дорога, которую до Владивостока проложат только  к началу ХХ века. Как молодым бизнесменам удавалось уговаривать кредиторов, остается только догадываться, но появление партнеров в российской столице, родном Гамбурге, Лондоне и Китае, торговых агентов в Сан-Франциско, Сиднее  и Нагасаки - самое лучшее подтверждение их незаурядного таланта.

Начиная со скромного ассортимента, молодая торговая фирма растет вместе с городом, отслеживая любые перемены и успевая реагировать на них новыми предложениями.  Появление  во Владивостоке  многочисленных предпринимателей только стимулировало обоих Густавов к поискам конкурентных преимуществ, которые они не без труда обеспечили себе ассортиментом товаров, дополнительными услугами населению и, самое главное, - надежной командой. В растущем и развивающемся Владивостоке Кунст и Альберс строили бизнес по всем европейским законам, основательно и надолго. Они брались за правительственные заказы, обеспечивая большие проекты стройматериалами, нефтепродуктами и техникой. Открывали филиалы в самых перспективных городах Дальнего Востока. Неустанно мотались по весям, пытаясь оказаться там, где маячила перспектива. К началу ХХ века   в «Кунст и Альберс» - не только магазин со множеством филиалов, но и пароходные перевозки, страховая, банковская и консульская деятельность.

Корпоративная культура

К вопросу подбора персонала Густав Кунст и Густав Альберс относились с немецкой щепетильностью. Понимая, что  в деле строительства большого бизнеса они могут положиться только на надежных людей, на управленческие позиции набирались в основном сотрудники из родного Гамбурга. С ними заключался контракт на три года, который по истечению срока мог быть продлен, что чаще всего и происходило, так как  торговый дом предлагал условия, которые в Германии не часто можно было встретить. Проезд из Владивостока в Европу в отпуск оплачивался из средств компании. Проживание во Владивостоке, питание и досуг также брала на себя фирма, а это значит, что солидное жалование в 1000 тогдашних рублей можно было серьезно экономить. Даже рабочим-китайцам предоставлялись меблированные комнаты в барачном доме на улице Китайской. Несколько ключевых и давно работающих сотрудников имели долю в 2,5 % от общей прибыли компании, которая, например в 1904 году составила  1 125 000 рублей. Каждый день весь коллектив собирался  в общей столовой, где завтракал, обедал и ужинал непременно  вместе с управляющим и его супругой. Заинтересованная в том, чтобы уберечь моральный облик молодых сотрудников в условиях жизни портового города, фирма тратит 42000 рублей на постройку дома для служащих, с кегельбаном и клубным пространством. Здесь по вечерам сотрудники собирались за кружкой немецкого пива, которым в городе, кстати, торговал только «Кунст и Альберс». Преданность компании можно было наблюдать в городских ресторанах, где сотрудники заказывали только то шампанское, поставщиком которого являлся  гамбургский торговый дом. Честность, понимание  и преданность делу, положенные в основу внутрикорпоративных отношений, имели один очевидный, простой и самый главный результат – персонал в учреждениях компании был самым образцовым, что не могло не  повлиять на имидж торгового дома в глазах горожан.

Размах бизнеса

Постепенно выкупая земли в самом центре Владивостока, к 1885 году Кунст и Альберс становятся  владельцами 27000 кв. метров территории, на которой начинают масштабное строительство. Когда было принято решение построить новое здание главного магазина компании,  ни у кого не возникло сомнений, что стройматериалы и специалистов нужно везти из Германии. Для выполнения заказа из Лейпцига приезжает молодой и очень талантливый архитектор Гуго Георг Юнгхендель. Он станет личным специалистом компании. Строительство здания главного магазина торгового дома «Кунст и Альберс» чуть не разорило Кунста и Альберса. Зато после окончания строительства Юнгхендель стал самым известным архитектором Владивостока. Им построены почти все здания фирмы: дом управляющего делами, более известный как дом Даттана, три роскошных деревянных дома рядом с почтово-телеграфной конторой, и, конечно же, филиал магазина в Матросской слободе - одноэтажное  здание в изысканном европейском стиле,  в котором сегодня располагается фотоателье на остановке Авангард. Этот  самый маленький из всех домов, что были затеяны фирмой, в первую очередь  пример уважения не  столько к себе, сколько к покупателям, ведь для окраины города всегда есть соблазн построить что-нибудь попроще.

Энциклопедия товаров

О том, чем торговал «Кунст и Альберс», ходили легенды. Его называли энциклопедическим магазином, намекая на то, что товары здесь были на все случаи жизни. Говорили, что сотрудники, оберегая имидж компании, брались выполнять даже самые сложные заказы. В начале ХХ века на его складах хранились товары общей стоимостью 5,5 миллионов рублей. Поставив целью удовлетворить любые запросы покупателей, поставщики со  всего мира отправляли во Владивосток лучшее из того, что было на тот момент. В выпущенном в Петербурге 280-страничном путеводителе для тех, кто собирается путешествовать по Сибири, была только одна компания, давшая объявление на разворот: «Во всех магазинах «Кунст и Альберс» имеются в продаже в большом выборе всевозможные товары, как-то: мануфактурный, галантерейный, кожевенный, шубный, парфюмерный. Готовое платье и белье мужское, дамское, детское. Модный товар. Шляпы. Обувь мужская, дамская, детская. Табак и табачные изделия. Спички. Письменные и канцелярские принадлежности. Мыло, свечи и керосин. Мука, рис, сахар, чай. Всевозможные масла. Гастрономический и кондитерский товары. Строительные и окрасочные материалы. Железный и скобяной товары. Ружья. Посуда хрустальная, фарфоровая и железная. Мебель. Экипажи. Велосипеды. Пианино и др. музыкальные инструменты. Электрические и фотографические аппараты и принадлежности. Ювелирныя изделия в богатом выборе. Склады водок, вин и пива».

Жизнь продолжается

Тот факт что, Кунст и Альберс изменили Владивосток, очевиден.  Как изменили его все, кто выкладывался в своем деле, не ища оправданий в отдаленности и молодости города. Зарабатывая авторитет в мире, Густав Кунст и Густав Альберс вели за собой Владивосток. Да, они были просто бизнесменами, открывшими универмаг на краю света. Но оказалось, что таких нигде… Они были единственными жителями города, кому мог послать  телеграмму  всемогущий  кайзер Германии Вильгельм. Они были единственными, кому доверили представлять Германию во Владивостоке, поручив исполнять консульские функции.

С началом русско-японской войны будет уничтожен филиал в Порт-Артуре. Когда на фронтах Первой мировой войны немцы будут штурмовать русские позиции, во Владивостоке русские будут бить немецких коммерсантов, несмотря на то, что многие из них давно уже получили российское подданство. С историей  торгового дома  будет связана одна из самых известных в отечественной журналистике информационных войн, оплаченная конкурентами. Она положит начало череде жизненных трагедий, разграблению и национализации. С началом Второй мировой войны в Китае закроется последний филиал компании «Кунст и Альберс» которой будет без малого 75 лет. К этому времени скончаются все, кто начинал историю торгового дома,  и ещё не родятся те, кто эту историю мог бы продолжить.

Освободившаяся из  забвения аксиома «клиент всегда прав»,  и мысль о том, что  грамотный сервис - это что-то сопутствующее успеху, подстегивают нас  учиться на собственных ошибках  и чаще улыбаться на работе,  какой бы она не была.  Старательно постигая  азы ведения бизнеса, мы, однако не лишены трудностей, которые всегда преследуют тех, кто вынужден многое начинать с нуля. Нужно учиться ценить партнеров и оправдывать их доверие. Предлагать лучшее, потому что за плохим два раза не придут. Благодарить клиента за то,  что он выбрал тебя. А еще помнить, что из каждого поступка слагается репутация, то, что обязательно есть у каждого из нас - навсегда, даже если нас уже давно  нет.

Текст: Виктор Шалай

№1, май, 2007

  

Облако тегов: